Лимарев В.Н.
Милость персидского царя Кира к иудеям.
При Навуходоносоре (605-
Тем не менее, войны персидского царя Кира взяли эту крепость.
Вокруг взятия этой крепости персами много спекуляций. Так как официальная версия, изложенная в учебниках по истории, что при приближении войск Кира вавилоняне открыли ворота крепости, кажется неправдоподобной.
Передо мной три серьезных исторических издания.
В них описывается события
В августе
Во Всемирной истории под редакцией Н.А. Алябьева прямо говорится о том, что ворота Вавилона были открыты без боя, и сражение велось только в цитадели царского дворце.
Прежде чем изложить мою версию о том, как разворачивались события вокруг царского трона в Вавилоне, мне бы хотелось предложить вниманию читателя версию, которая воспринимается, как легенда.
Протекающий по городу Евфрат разделял город на две части; в одной из них стоял дворец царя в другой роскошный храм. По обеим берегам реки были стены, которые запирались медными воротами.
Подойдя к Вавилону, Кир разделил свое войско на две части и расположил их в тех местах, где входит и выходит из города Евфрат. Приказал ворваться в город, когда они заметят, что река настолько обмелела, что её можно перейти вброд. Сам же направился к одному озеру, лежащему недалеко от города и устроенному когда-то царицей Нитокрисой для отвода течения реки. Этим озером воспользовался Кир и при помощи канала отвел в него течение реки, из-за чего она внезапно обмелела настолько, что можно было перейти вброд. Войско тотчас спустилось в реку и вошло в город. Вторжение было произведено так неожиданно, что вавилоняне не успели принять мер к обороне и даже не заперли ворота.
Персы ворвались во дворец Валтасара (Бел-шар-уцуру), где в это время пировали: Валтасар и его охрана была перебита.
(«Мифы древнего мира по К.Ф.
Беккеру» написанные в 1801 году)
Собственно говоря, все версии не противоречат друг другу.
Они наводят на мысль, что произошедшее в Вавилоне можно квалифицировать как рядовой дворцовый переворот.
После смерти Навуходоносора в Вавилонии наступил период, когда различные племена, возглавляемые религиозно-политическими организациями вступили в борьбу за власть.
Если Навуходоносор жрецами Бога Мардука и других вавилонских богов воспринимался как свой царь, и он неизменно оказывал поддержку жречеству, то после смерти Навуходоносора, иудеи, разбогатевшие на торговых операциях в Вавилонии, стали прилагать усилия, для того, чтобы к власти пришел царь, который бы был их ставленником.
Упорную борьбу за власть в Вавилоне в период с 562 по
Пришедший к власти в результате очередного дворцового переворота царь Набонит не поддерживал ни иудеев, ни жрецов бога Мардука и стал осуществлять попытку сделать арамейского бог луны Сина главным божеством Нововавилонского царства.
То есть, после захвата власти Набонитом борьба за власть в Нововавилонском царстве не утихла, а разгорелась с новой силой. Персия, которая входила в состав Вавилонии при Навуходоносоре, не воспринималось, как чужеземное государство, и персидский царь не воевал с народами Вавилонии, а только боролся за власть с Набонитом. Он боролся за власть поддерживаемый иудеями, при благосклонном отношении к нему вавилонского жречества.
Так что у Набонита был соперник в борьбе за царский престол и все население Вавилонии наблюдали: кто из них возьмет верх.
Иудеи не наблюдали пассивно, они, сделав ставку на Кира, помогали ему овладеть Вавилоном и всей Вавилонией. Как пишет Гарольд Лэмб в своем литературной работе «Кир Великий» в синагогах и из уст в уста передавали: «Помощи жди с гор», и каждый понимал, что речь идет о царе Кире.
Гарольд Лэмб прямо указывает на то, что иудеи помогали Киру в захвате города. Именно они подсказали Киру план захвата города; после отвода вод Евфрата, ворваться в город через открытые ворота со стороны реки. Гарольд Лэмб сообщает о том, что по его предположению Кир обещал иудеям за оказанную услугу помощь в восстановлении иудейской святыни Иерусалима и вернуть священную посуду из царских кладовых.
«Царь Кир проявил себя как дельный
администратор и весьма терпимый завоеватель. Он даровал всем народам
религиозную свободу.
Еврейские изгнанники сильно выиграли от завоевания Вавилонии персами. Царь Кир отнесся к ним благосклонно и вскоре издал указ, разрешающий им вернутся в Иерусалим и отстроить Храм. Великая радость, охватила еврейские общины. Сотни изгнанников продали свои поля и скот, дома и лавки и приготовились к возвращению на родину, о которой долго мечтали. Но было и немало и таких, которые, прожив в Вавилоне полвека, решили остаться там. Тысячи изгнанников возвращались на родину. В пути они распевали древние псалмы и новые, сочиненные ими, песни. Пять месяцев спустя они достигли Иерусалима». (Рут Сэмюэле «По тропам еврейской истории».)
К работе написанной еврейкой Рут Сэмюэле, безусловно, нужно относиться критически.
Иудеи сами о себе пишут так, как им это удобно. На самом деле дело происходило несколько иначе.
Иудейские общины в Вавилоне и других городах Вавилонии приняли решение, при возникших благоприятных условий, возродить свою святыню в Иерусалиме, сделав Иерусалим центром всего еврейства. Возможно тогда или немного раньше для этой цели стали выделять десятую часть своего дохода. У истоков возрождения Иерусалима следует искать ни деятельность авторитетных пророком и благосклонность царя Кира, а активность богатых купеческих семей, накопивших огромные богатства благодаря тому, что захватили львиную часть в торговле Вавилона с другими странами, в частности странами Средиземноморья и занимали ведущую роль в торговле на всем пространстве Нововавилонского царства.
Приложение.
Воссоздай Иерусалим, священный град.
(песня-молитва иудеев)
Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, за виноград и плоды винограда, за произрастание полей, за прелестную, благородную землю, которую Ты благоволил дать в наследие отцам нашим, чтобы они ели плоды её и насыщались благодаря им.
Тебя хвалим за землю и за виноградный плод.
Сжалься, Господи, Боже над Израилем, народом Своим, над Иерусалимом, градом Своим, над Сионом, селением славы Твоей, над алтарем и храмом Твоим.
Воссоздай Иерусалим, священный град, вскоре в наши дни, введи нас в него, обрадуй нас его устройством, дай нам вкушать от плодов его. Благом его, и за него будем благословлять Тебя в святости и чистоте. (В субботу).
(Молитва еврея из
«Пасхального сказанiе» перевелъ С.Л Стернинъ.
Дозволено Одесской военной цензурой. 1911 год.)
главная