Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Милость персидского царя Кира к иудеям.

  • Религии мира.
  •  

    При Навуходоносоре (605- 562 г до. н. э.) Вавилон превратился в неприступную военную крепость. Город обнесли двойной стеной из сырцовых и обожженных кирпичей. Внешняя стена была высотой почти 8 метров, шириной 3,7 м, а длина равнялась 8,3 км. Внутренняя стена, расположенная на расстоянии 12 метров от внешней, была высотой в 11- 14 и шириной 6,5 метров. Город имел 8 ворот, охраняемых царскими войнами, перед внешней стеной на расстоянии 20м от неё находился глубокий ров, наполненный водой.

    Тем не менее, войны персидского царя Кира взяли эту крепость.

    Вокруг взятия этой крепости персами много спекуляций. Так как официальная версия, изложенная в учебниках по истории, что при приближении войск Кира  вавилоняне открыли ворота крепости, кажется неправдоподобной.

    Передо мной три серьезных исторических издания.

    В них описывается события 539 г до н.э.

    В августе 539 г до. н.э. персы у города Опис близ Тигра разгромили вавилонское войско, которым командовал царевич Бел—шар-уцур, переправились через Тигр к югу от Описа и окружили город Сиппар, оборону которого возглавил царь вавилонского царства Набонид. После взятия слабо сопротивляющегося  Сиппара, персы направились к Вавилону. Набонит поспешил к Вавилону, чтобы организовать оборону там, но персидская армия беспрепятственно достигла Вавилона и торжественно въехала в город. Набонит был взят в плен и отправлен в почетную ссылку. (см. История Древнего Востока под ред. В.И  Кузищина)

    Во Всемирной истории под редакцией Н.А. Алябьева прямо  говорится о том, что ворота Вавилона были открыты без боя, и сражение велось только в цитадели царского  дворце.

     

    Прежде чем изложить мою версию о том, как разворачивались события вокруг царского трона в Вавилоне, мне бы хотелось предложить вниманию читателя версию, которая  воспринимается, как легенда.

    Протекающий по городу Евфрат разделял город на две части; в одной из них стоял дворец царя в другой роскошный храм. По обеим  берегам реки были  стены, которые запирались медными воротами.

    Подойдя к Вавилону, Кир разделил свое войско на две части и расположил их в тех местах, где входит и выходит из города Евфрат. Приказал ворваться в город, когда они заметят, что река настолько обмелела, что её можно перейти вброд. Сам же направился  к одному озеру, лежащему недалеко от города и устроенному когда-то царицей Нитокрисой для отвода течения реки. Этим озером воспользовался Кир и при помощи канала  отвел в него течение реки, из-за чего она внезапно обмелела настолько, что можно было перейти вброд. Войско тотчас спустилось в реку и вошло в город. Вторжение было произведено так неожиданно, что вавилоняне не успели принять мер к обороне и даже не заперли ворота.

    Персы ворвались во дворец Валтасара (Бел-шар-уцуру), где в это время  пировали: Валтасар и его охрана была перебита.

    («Мифы древнего мира по К.Ф. Беккеру» написанные в 1801 году)

     

    Собственно говоря, все версии не противоречат друг другу.

    Они наводят на мысль, что произошедшее в Вавилоне можно квалифицировать как рядовой дворцовый переворот.

    После смерти Навуходоносора в Вавилонии наступил период, когда различные племена, возглавляемые религиозно-политическими организациями  вступили в борьбу за власть.

    Если Навуходоносор жрецами Бога Мардука и других вавилонских богов воспринимался как свой царь, и он неизменно оказывал поддержку  жречеству, то после смерти Навуходоносора, иудеи, разбогатевшие на торговых операциях в Вавилонии, стали прилагать усилия, для того, чтобы к власти пришел царь, который бы  был их ставленником.

    Упорную борьбу за власть в Вавилоне в период с 562 по 556 г до н. э. иудеи проиграли, как и проиграло традиционное вавилонское жречество.

    Пришедший к власти в результате очередного дворцового переворота царь Набонит  не поддерживал ни иудеев, ни жрецов бога Мардука и стал осуществлять попытку  сделать арамейского бог луны Сина   главным божеством Нововавилонского царства.

    То есть, после захвата власти Набонитом  борьба за власть в Нововавилонском царстве не утихла, а разгорелась с новой силой. Персия, которая входила в состав Вавилонии при Навуходоносоре,  не воспринималось, как чужеземное государство, и персидский царь не воевал с народами Вавилонии, а только боролся за власть с Набонитом. Он боролся за власть  поддерживаемый иудеями, при благосклонном отношении к нему вавилонского жречества.

    Так что у Набонита  был соперник в борьбе за царский престол и все население Вавилонии наблюдали: кто из них возьмет верх.

     Иудеи не наблюдали пассивно, они, сделав ставку на Кира, помогали ему овладеть Вавилоном и всей Вавилонией.  Как пишет  Гарольд Лэмб в своем литературной работе «Кир Великий» в синагогах и из уст в уста передавали:  «Помощи жди с гор», и каждый понимал, что речь идет о царе Кире.

    Гарольд Лэмб прямо указывает на то, что иудеи помогали Киру в захвате города. Именно они подсказали Киру план захвата города; после отвода вод Евфрата, ворваться в город через открытые ворота со стороны реки. Гарольд Лэмб сообщает о том, что по его предположению Кир обещал иудеям за оказанную услугу  помощь в восстановлении иудейской святыни Иерусалима и вернуть священную посуду из царских кладовых.

     

    «Царь Кир проявил себя как дельный администратор и весьма терпимый завоеватель. Он даровал всем народам религиозную свободу.

    Еврейские изгнанники сильно выиграли от завоевания Вавилонии персами. Царь Кир отнесся к ним благосклонно и вскоре издал указ, разрешающий им вернутся в Иерусалим и отстроить Храм. Великая радость, охватила еврейские общины. Сотни изгнанников продали свои поля и скот, дома и лавки и приготовились к возвращению на родину, о которой долго мечтали. Но было и немало и таких, которые, прожив в Вавилоне полвека, решили остаться там. Тысячи изгнанников возвращались на родину. В пути они распевали древние псалмы и новые, сочиненные ими, песни. Пять месяцев спустя они достигли Иерусалима». (Рут Сэмюэле «По тропам еврейской истории».)

     

    К работе написанной еврейкой Рут Сэмюэле, безусловно, нужно относиться критически.

    Иудеи сами о себе пишут так, как им это удобно. На самом деле дело происходило несколько иначе.

    Иудейские общины в Вавилоне и других городах Вавилонии приняли решение, при возникших благоприятных условий, возродить свою святыню в Иерусалиме, сделав Иерусалим центром всего еврейства. Возможно тогда или немного раньше для этой цели стали выделять десятую часть своего дохода. У истоков возрождения Иерусалима следует искать ни деятельность авторитетных пророком и благосклонность царя Кира, а активность богатых купеческих семей, накопивших огромные богатства благодаря тому, что захватили львиную часть в торговле Вавилона с другими странами, в частности странами Средиземноморья и занимали ведущую роль в торговле на всем пространстве Нововавилонского царства.


    О том, как персидский царь Кир отпустил евреев из Вавилона на родину. ( Отрывок из книги Иосифа Флавия: «Иудейские древности», 1 век нашей эры.) .

     

    Приложение.

     

    Воссоздай Иерусалим, священный град.

    (песня-молитва  иудеев)

     

    Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь вселенной, за виноград и плоды винограда, за произрастание полей, за прелестную, благородную землю, которую Ты благоволил дать в наследие отцам нашим, чтобы они ели плоды её и насыщались благодаря им.

    Тебя хвалим за землю и за виноградный плод.

    Сжалься, Господи, Боже над Израилем, народом Своим, над Иерусалимом, градом Своим, над Сионом, селением славы Твоей, над алтарем и храмом Твоим.

     Воссоздай Иерусалим, священный град, вскоре в наши дни, введи нас в него, обрадуй нас его устройством, дай нам вкушать от плодов его.  Благом его, и за него будем благословлять  Тебя в святости и чистоте. (В субботу).

     

    (Молитва еврея из «Пасхального сказанiе» перевелъ С.Л Стернинъ. Дозволено Одесской военной цензурой. 1911 год.)

  • главная