Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

  • Религии мира.
  • САМАРИЯ

     До падения в VIII в. до н.э. Израильского царства Самарией назывался не только город, но и вся часть северной Эрец-Исраэль. В клинописных памятниках встречается и город Самария, и страна Самария. После падения Израильского царства Самарией стал называться только район между Иудейскими горами на юге и Галилеей на севере. Приблизительно такие же границы сохранились и по сегодняшний день.


         
    После раскола Объединенного Израильского царства район Самарии стал центром северного Израильского царства, а город Самария с 70-х гг. IX в. до н.э. — его столицей.
         
    В 722 г. до н.э. ассирийский царь завоевал Самарию и увел многих жителей за пределы северного Израильского царства.

          Оставшихся жителей Самарии не истребили, и они начали смешиваться с другими народами (в основном, из Междуречья), которыми заселили район Самарии, а сам район превратился в провинцию, населенную подданными ассирийского царя.

         Отчуждение между евреями южного Иудейского царства и жителями района Самарии усиливалось из-за того, что жители района Самарии считали себя частью еврейского народа, а евреи так не считали

            Но жители района Самарии продолжали почитать закон Моисея и после разрушения Первого Храма и изгнания евреев Иудейского царства в вавилонский плен.
         
    Когда евреи вернулись из вавилонского плена и приступили к постройке Второго Храма, жители района Самарии попросили у них разрешения участвовать в постройке,но их просьбу не удовлетворили, чем усугубили отчуждение.

     В V в. до н.э. жители Самарии, образовав свою секту, отделились от иудаизма. Так произошел полный раскол между евреями и жителями района Самарии, которых начали называть самаритянами. Самаритяне выстроили свое святилище на горе Гризим.

     Евреи называли самаритян еще и кутиями (по названию города Кута в Вавилонии, откуда ассирийский царь переселял людей в район Самарии), а районстраной кутов. Однако, по словам Иосифа Флавия, и после раскола и постройки гризимского храма в район Самарии бежали евреи, которые в Иерусалиме подвергались преследованиям за нарушение субботы или за смешанные браки. В районе Самарии эти евреи находили радушный прием. Так что во времена Второго Храма весь район Самарии был заселен не только самаритянами, но и евреями.
     
    Когда же Маккавеи подняли восстание, самаритяне заявили, что не имеют никакого отношения к евреям, и согласились с приказом греческих правителей посвятить свое святилище на горе Гризим Зевсу. Даже когда греки признали династию Маккавеев, самаритяне продолжали воевать против евреев. В 128 г. до н.э. Маккавеи заняли район Самарии и разрушили святилище на горе Гризим.
     
    Продолжались конфликты самаритян с евреями и во время римского правления . Так, в 50 г. до н.э., когда галилейские евреи отправились на праздник Песах в Иерусалим через Самарию, у деревни Гинеи (сегодня Дженин) они подверглись нападению самаритян. Подкупленный последними прокуратор Иудеи отказался наказывать виновных. Тогда евреи Галилеи разграбили и сожгли несколько самаритянских деревень.

     Самаритяне, как и евреи, страдали от правления римлян.

     Во времена Понтия Пилата, когда самаритяне собрались на горе Гризим только потому, что некий самаритянин обещал отыскать зарытые со времен Моисея священные сосуды, римский прокуратор, опасаясь беспорядков, окружил гору и перебил множество самаритян. Правда, когда старейшины обратились к римским правителям с жалобой на жестокость прокуратора, Понтия Пилата отправили в Рим, чтобы он отчитался перед цезарем, и на свой пост он уже не вернулся.

          Во время Иудейской войны самаритяне, заняли выжидательную позицию, что не помешало римским войскам перебить их. Тем не менее, когда началось восстание Бар-Кохбы (135-137 гг.), самаритяне участвовали в подавлении восстания. В знак благодарности римляне позволили им вновь восстановить святилище на горе Гризим. Однако примирение с римлянами продолжалось недолго. В 194 г. самаритяне восстали против римского наместника Септимия Севера, за что он превратил их главный город Шхем в римскую колонию и поселил там римлян.
     
    Питая глубокую ненависть к христианам, самаритяне напали на них в дни Пасхи 484 г. и избили. В наказание византийский император разрушил их святилище на горе Гризим и на его месте соорудил большую церковь. Толпа самаритян перебила всех сторожей этой церкви. Самаритян вновь наказали, и в мае 529 г., при императоре Юстиниане, они подняли восстание, жгли и грабили многочисленные церкви и христианские деревни. Но вскоре руководитель восстания был убит, а восстание подавлено. Юстиниан предпринял целый ряд мер против самаритян: им было запрещено занимать официальные должности и получать имущество в дар и в наследство, их синагоги были разграблены.
         
    Хотя наказание было со временем смягчено, часть самаритян бежала в доисламскую Персию, а часть ассимилировалась с местным населением..

  • главная