Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Покорение Тира и… Иудеи Македонским.

 

Войско Александра Македонского сражается. (Худ. Антуан Мари Мелотт. Бельгия 1770 г.  Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

Город Тир находился на расстоянии пол километра  от материка, на острове, имеющем в  окружности пол мили. Он был окружен толстыми стенами  с башнями, имел 80 кораблей  и считался одним из сильнейших и богатейших городов Финикии.

Александр понимал важность покорения этого города, так как  с покорением Тира  он приобретал славу  неудержимого победителя, к которой стремился.

Еще в Греции, находясь в Дельфах, он решил спросить у пифии (жрицы, которая пророчествовала у храма Аполлона) свою судьбу. Пифия ему объяснила, что сегодня она уже не может  заниматься пророчеством. Тогда Александр схватил пифию за волосы и потащил к храму Аполлона.

Пифия закричала: «Александр мне больно, тебя невозможно остановить».

Македонский выпустил волосы и сказал: «Вот это я и хотел услышать!»

Взять Тир было необходимо, так как народы, входящие в состав Персии, заняли выжидающую позицию: остаться верными персам или  переметнуться к Александру Македонскому. Персидская держава находилась на гране развала. Персы, опираясь на силу, держали народы в повиновении. В середине четвертого века они жестко расправились  восставшей против их владычества Финикией, разрушили город Сидон и вторично покорили, отпавший от империи Египет.

Настроение народов живших в районе Мертвого моря хорошо передает Иосиф Флавий в «Иудейских Древностях».

 Он пишет:

«Санаваллет (сатрап в Палестине), подобно всем прочим жителям Азии, был убежден, что в борьбе с персами Македонский потерпит поражение вследствие многочисленности последних».

До падения Тира окружающие народы боялись помогать македонянам.

Когда Александр Македонский направил в Иудею к первосвященнику  письмо с просьбой оказать ему помощь продовольствием и людьми, но получил отказ.

Иудеи сообщили Александру Македонскому, что присягали Дарию и  не поднимут против Дария оружие, пока тот жив.  Александр разгневался и обещал наказать иудеев, после того как захватит Тир.

Осада Тира длилась семь месяцев.

Для того чтобы взять город с суши, была проделана войсками титаническая работа.

Александр принял решение засыпать пролив, отделяющий остров Тир от суши. Македонский лично сам отнес первую корзину с землей и высыпал в море.

Македоняне разбирали развалины  старого города Тир на суше и делали насыпь.

Пролив был засыпан. Македоняне подтащили к стене города осадные башни и  вступили в бой с защитниками города. В это время со стороны моря подошел флот союзников Македонского, который вступил в борьбу с Тирским флотом.

 Македонскому удалось благодаря метательным машинам пробить брешь в стене и приступом взять город.

Восемь тысяч жителей Тира были убиты, остальные проданы в рабство.

После  победы (или во время штурма Тира), сатрап  в Палестине - Санаваллет с восьмью тысячами воинов перешел на сторону победителя. Палестина с Иудеей стала союзницей Македонского.

 В это время в Палестине  не прекращались трения между Санаваллетом и первосвященником Иаддую (Яддуа). Получив расположение Македонского, Санаваллет приступил к своему плану о создании  религиозно центра в Самарии, где первосвященником он назначил опального иудейского священника Манассию. В Палестине возникло два иудейских религиозных центра, один «истинных» иудеев в Иерусалиме, другой самаритян,  исповедующих иудаизм другого толка, в Самарии.

Из городов, которые не подчинились Александру в Палестине, оставался город Газа. Два месяца ушло  у Македонского на покорение этого города.

Во время осады города Газа умирает правитель Палестины – Санавалетт.

После покорения Газы, Александр сразу же направляется в Иерусалим, где не прекращается  борьба за власть и попытки самаритян освободиться от подчинения Иерусалиму.

Как сообщает нам Иосиф Флавий:

«Когда известие о том, что Александр направляется в Иерусалим, дошла до первосвященника Иаддуя (Яддуа), он совершенно растерялся от страха, не зная как встретить Македонского, ввиду того, что царь гневается на прежние неповиновения.

Иудеи украсили город венками, настежь открыли ворота Иерусалима, священники облачились в белые одежды и пошли на встречу к Александру Македонскому. Предприняли все возможное, чтобы  встретить царя, как можно более торжественно и отлично от встреч, оказанных царю другими народами».

Попытка жителей Самарии, как-то воздействовать на Македонского, провалилась. Александр не стал разбираться в противодействии, которое возникло между иудеями и самаритянами, отдав предпочтение иудеем, удалился покорять Египет.

  • главная