Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Великий стратег Крез помогает Камбизу завоевать Египет.

 

Статуя бога Пьаха. Египет. 6 век до н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

Время для завоевания персами Египта наступило в начале правления персидского царя Креза (530 г до н.э.).

В Египте в это время, как и Вавилонии, произошла смена власти, место сильного фараона Амасиса занял его слабый приемник фараон Псамметих 3.

Начиная подготовку к войне с Египтом, Крез сделал упор на греческие колонии в Малой Азии, купцы которых соперничали с иудеями в торговле в Персидской империи. Вторым союзником Персов стали находящиеся в вассальной зависимости финикийцы, предоставившие флот для военных операция в Средиземном море, третьими союзниками стали семитские плена соперничавшие с иудеями на господства в районе Мертвого моря, в том числе самарийцы.

На фоне этих приготовлений и произошел разрыв царской власти в Вавилоне с иудеями.

Для того чтобы привлечь на свою сторону семитские племена у Мертвого моря, царь приласкал царской милостью самарийцев, которые перестали платить дань иудеям и участвовать принудительно в восстановлении Иерусалима. В свою очередь самарийцы и другие семитские племена   помогли продвижению войск Камбиза к границам Египта, предоставляя им верблюдов и указывая наиболее удобный маршрут.

Заигрывая с греками, Камбиз дает значительные привилегии греческим портам. Греческие государства Малой Азии направляю своих воинов в войско Камбиза. И в момент решающей битвы с Египтом в армиях двух держав находятся греческие наемники.

Не без влияния Креза, часть греческих наемников в Египетской армии переходят на сторону  Камбиза.  Греческие купцы, узнав о привилегиях которые они могут получить, подчинившись Камбизу, помогали ему подчинить Египет.  Не случайно, после победы над египетскими войсками весной 525 года до н.э. у Пелусии греческие колонии в Египте приветствовали персов. Греческая колония-порт Навкратис открывает свои ворота перед персидской  армией. Камбиз объявляет, что Навкратис и другие греческие порты в Египте и Ливии (Кирена, Барка)  наделяются привилегиями в торговле Персидской державой.

Все это естественно не понравилось иудеям, и они стали делать попытки дискредитировать власть Камбиза. Повсеместно стала распространяться дезинформация, что Камбиз сошел с ума. Говорили о патологической жестокости Камбиза, о том, что разрушает святилища, о том, что он убил священного быка Аписа.

(См. примечание)

Погонщик верблюдов. Рисунок на древнегреческой вазе.  Эрмитаж.   (фото Лимарева В.Н.)

Камбиз, безусловно, испытывал трудно с управлением страной (Египтом)  имеющей свои устоявшиеся религиозные традиции. Он  делал  попытки расширить свои владения в Африке. Он распространил свое влияние до Эфиопии, приступил к завоеванию Северной Африке, но здесь он столкнулся к сопротивлению союзников финикийцев, которые не захотели идти на войну с Карфагеном, где жили их сородичи. Это была его первая крупная неудача. С этого момента авторитет Камбиза падает. В метрополии,  при подстрекательстве иудеев, возникают попытки сбросить  персидское владычество, то есть устранить от власти партию, поддерживающую Креза -  Камбиза. Иудеи приступили к реализации плана по возвращению утраченных позиций в империи, которые они смогли завоевать при Кире Великом.

Примечание:

Гарольд Лэмб в своей работе «Кир Великий», рассказывая о Камбизе, сообщает, что о его правлении в Египте мир узнал благодаря рукописям иудейского поселения  в Элефантине (остров на Ниле у г. Асуан).

Сам же Геролью Лэмб критически относится к этой информации.

Камбиза, безусловно, и раздражали проблемы   управлением этой страной, в которой значительную роль играли древние привилегии. Он попытался сократить храмовые доходы. В то же время  сократил подати с крестьян, факты говорят о том, что крестьянам стало жить при Камбизе легче. Сокращение храмовых доходов вызвало недовольство жречества, и оно стало настраивать народ против правителя, объявив Камбиза безумцем и сочиняя всякие небылицы. Здесь, я думаю, иудейское и египетское жречество действовали консолидировано.

Я читал эти опусы иудеев, изложенные  в работах К.Ф. Беккера «От древней иудеи до падения Римской империи».

Прочил, «прослезился». Ужаснулся злодействам Камбиза, и не поверил в написанное, как в это не поверили профессиональные историки.

  • главная