Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Гениальная комбинация  великого  манипулятора Мардохея.  

(Драма,  разыгравшаяся в 465 г до н.э. в шести актах).

 

Есфирь обвиняет Амона.

В 465 г до н.э.  персидский царь Крекс был убит заговорщиками. К власти пришел его сын Артаксекс (Артахшасса).

О причинах переворота нет достоверных сведений. 

Это был переломный момент в истории отношений между персами и иудеями.

Возникшие у иудеев проблемы отражает легенда о Эсфирь (Есфирь).

После прихода к власти Артаксекса, возникло желание у придворных отстранить иудеев от влияния на царя.

Антииудейскую партию возглавил Амон, визирь (особо приближенный) царя Артаксекса.

Амон узнает, что иудеи замышляют создать свое государства на территории Персидской империи в Иерусалиме,  в котором бы они жили по законам Моисея.

Амон, действуя прямо, говорит царь:

« И сказал Амон Артаксерксу: «Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует  оставлять так.

Если будет царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их…

И сказал царь Амону: «…поступи с ними, как тебе угодно»

Тора. Книга Есфирь (издание Иерусалим 2001г)

 

Евреи пишут, что Аман оклеветал иудеев. Я же никакой клеветы не вижу. Аман прямо сказал, так как есть. История в дальнейшем подтвердит правоту Амона. Вот предложение истребить, если оно было действительно, должно было испугать иудеев.

 

Партию иудеев возглавлял Мардохей.

Для устранения Амона Мардохей провел  многоступенчатую комбинация, которая успешно завершилась для иудеев.

Действовал Мардохей через одну из жен Артаксеркса - Эсфирь, которая была иудейкой.

 

Первый акт драмы:

Мардохей спасает жизнь царю.

 

« …и приказав ей (Есфирь)  Мардохей; а слово Мардохея Есфирь выполняла, так же как тогда, когда была у него на воспитании.

 Мардохей узнал (?), что два евнуха Гаафа и Фара, оберегавшие царя, озлоблены на царя  и замышляют руку на царя Артоксеркса.

Есфирь сказала это царю от имени Мардохея…и обеих евнухов повесили на дереве.

Благодеяние Мардохея вписано в книгу дневных записей царя».

Тора. Книга Есфирь (издание Иерусалим 2001г.)

 

Я думаю, вещали евнухов без суда и следствия. Царь повесил на всякий случай, а вдруг правда то, что говорит Мардрохей. Эти действия Мардохея были направлены, чтобы втереться в доверия царю. Впереди предстояла борьба с Аманом.

 

Второй акт драмы:

Есфирь приглашает мужа и Амана на организованный иудеями пир.

«Есфирь оделась по-царски.  И стала она на внутреннем дворе царского дома…Когда царь увидел Есфирь, стоящую во дворе, она нашла милость в глазах его.

И сказал ей царь: «Что тебе, царица Есфирь, какая просьба твоя?

…Сказала Эсфирь: пусть царь приведет Амона сегодня на пир, который приготовила Эсфирь».

Тора. Книга Есфирь (издание Иерусалим 2001г.)

 

Третий акт драмы:

Наглая выходка Мардохея.

 

В это время Мардохей стал вести по отношению к Амону вызывающе (нагло и высокомерно) и довел его до того, что тот распорядился его повесить на дереве во дворе. То есть Амон поддаемся на провокацию Мардохея.

Преданные иудеям люди сразу же сообщили  царю, что Амон собирается повесить Мардохея, который спас его жизнь, донеся на евнухов Гавафу и Фарру.

Царь вызвал Амона и сказал, что Мардохея нужно не повесить, а «отличить почестью».

 

Четвертый акт драмы:

Расправа иудеев с Амоном.

 

« Пришел царь с Амоном пировать у Есфири.

И сказала царица Есфирь; Если я нашла благоволение в очах твоих, и если царь благоугодно, то да будет дарована мне жизнь моя, по желанию моему, и народу моему, по просьбе моей! Ибо проданы  мы, я и народ мой в рабы и рабыни, на истребление и погибель…

Враг и неприятель этот – злобный Аман!

И сказал царь: «Аман даже насиловать хочет в доме  у меня!»

И сказал один из евнухов: «Вот дерево, которое приготовил Аман, чтобы повесить Мардохея…»

И сказал царь» Повесить на нем Амона».

Тора. Книга Есфирь (издание Иерусалим 2001г)

 

Из текста ясно, главное, что привело в бешенство Артаксеркса, это то, что Амон, со слов Асфирь хочет её изнасиловать. Возможно, он буквально понял иносказательную речь Эсфирь.

 

Пятый акт драмы:

Благодарность царя Артаксеркса.

В тот же день царь Артаксеркс отдал царице Эсфирь дом Амана, врага иудеев; а Мардохей вошел перед лицом царя, ибо Есфирь объявила, что он для неё. И снял царь перстень, который он отнял у Амона, и отдал его Мардохею.

Тора. Книга Есфирь (издание Иерусалим 2001г)

 

Шестой  акт драмы:

Иудеи расправляются с противниками.

 

«Велик был Мардохей в доме у царя…

Мардохей поднимался все выше и выше.

И избивали иудеи всех врагов своих, побивая мечем, умертвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле.

В Сузах, городе престольном, умертвили иудеи и погубили пятьсот человек….

Десятерых сыновей Амана, сына Амадафа, врага иудеев, умертвили они, а на грабеж не простирали руки свои.

И сказала Есфирь: « Если царю благоугодно, то пусть бы позволено было иудеям, которые в Сузах, делать то же и завра, что и сегодня, и десятерых сыновей Амана пусть бы повесели на деревьях».

Тора. Книга Есфирь (издание Иерусалим 2001г)

 

Шестой  акт драмы:

Праздник Пурим.

 

«И описал Мардохей это происшествие, и послал письма всем иудеям…

О том, чтобы они установили  ежегодное праздновать у себя четырнадцатого дня месяца адар…»

Тора. Книга Есфирь (издание Иерусалим 2001г)

 

До  настоящего времени Пурим - самый веселый праздник иудеев. На нем восхваляют Мардохея, Есфирь и проклинают Амана и даже символически побивают его камнями.

Веселятся в это день евреи от души.

То, о чем предупреждал царя Артаксеркс его преданный визирь Амон, иудеи осуществили в  Иерусалиме, где создали, сразу же после этих событий теократическое государство, которое жило по законам Моисея и на котором не действовали законы Персии.

 

Примечание:

 

Я не очень верю в то, что Мардохей приобрел большую власть при дворце. Я не очень верю, что после казни Амана «избивали иудеи всех врагов своих, побивая мечем, умертвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле» и умертвили пятьсот человек в Сузах.

Это информацию распространил, как написано в Торе - Мардохей и это скорей всего была самореклама. Письма так же предназначались для того, чтобы устрашить врагов иудеев и поднять боевой дух  (уверенность в собственных силах) у иудеев.

Но я верю, что в этой Библейской истории большая доля правды, она ярко иллюстрирует, как действовали иудеи в борьбе за власть, то есть ничем не брезговали.

  • главная