Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Иудеи в 4 веке. Рассеивание.

 

Щиток для свитка торы с указанием номера торы. Западная Украина, 19 век.(Санкт-Петербург. Музей религии. Фото Лимарева В.Н.)

До христианского Вселенского собора в Никее, иудейские общины в Римской империи ещё были многочисленны.   На севере Палестины в Твери работал религиозный центр,  в котором была академия и Синедрион. По-прежнему в академию отправляли учиться  молодых иудеев из религиозных общин в Римской империи. Были активные связи с Месопотамией (Государством Сасанидов или Новоперсидской державой).

20 мая 325 года в Никее, после упорной борьбы между различными христианскими школами, победу одержали представители школы возглавляемой  Афанасием.

Императору Константину было не важно, какая из иудейских сект одержит верх в этой борьбе, но было важно, чтобы была одна государственная религия – опора власти.

Императору Константину на Никейском соборе был присвоен титул – «епископа церкви по внешним делам». После Никейского собора, опираясь на власть, церковью было разработано ряд мер по отношению к группам несогласных с решением Вселенского собора, к несогласным отнесли так же иудеев. Это был толчок к преследованиям во имя торжества новой религии.

Разрыв между христианством и иудейством стал увеличиваться, так как в этот период родители большинства христиан уже не были иудеями. Количество новообращенных в христианскую веру значительно возросло и, не смотря на то, что число иудеев переходящих в христианство было значительно, но их все же было значительно меньше, чем представителей других народов.

Ещё до Вселенского собора император Константин, чтобы облегчить переход иудеев в христианство издал указ, запрещающий иудеям побивать камнями своих общинников решивших стать христианами.

При  императоре Констанции в середине 4 века были наложены новые ограничения на иудейские общины, что привело к восстанию на севере Палестины в  Галилеи. Войсками императора были разрушены города Ципория и Тверия. Многие иудеи бежали из Палестины. Но общины в Галилеи продолжали существовать. Синедрион и академия в Галилеи продолжали формально работать.

Синагога в Ципории. Реконструкция. Израиль. Фото Лимарева В.Н.

В это время основным религиозным центром иудеев стали общины в Месопотамии.  Центрами религиозной учености в Месопотамии стали города Сура и Пумбедита. Религиозные сборы иудеи Римской империи стали переправлять в Месопотамию. Римские власти препятствовали пересылке денег в Месопотамию, как во враждебное государство.

После прихода к власти в Римской империи Феодосия в 392 году, начались гонения на язычников. В этот период уничтожались не только языческие храмы, но и синагоги, репрессией подверглись не только язычники, но и иудеи. Принятые Феодосием законы фактически запрещали иудейское вероисповедование. Большинство иудеев крестились, незначительная часть исповедовала иудаизм в подполье или бежали в Вавилонию и Аравию. В Галлеи иудеи осталась в глухих деревнях севера Палестины, тайно справляя иудейские религиозные обряды. Иудея перестала быть Эрец-Исраэль, т.е. Землей Израиля, так как в Иудеи подавляющие большинство  населения стали христианами.

Приток иудеев из Римской империи значительно увеличил их число в Месопотамии. Возросло значение религиозных центров  Сура и Пумбедита, их стали признавать главными религиозными центрами иудеев.

В период правления Феодосия формально Западная Рисская империя была под его владычеством, но она не испытала сильное гонение, так как христианские общины там были ещё малочисленны и преобладало арианство, которое как и иудейство сопротивлялось диктату Константинополя. Многочисленные иудейские общины были в Испании, они препятствовали христианизации этих земель.

  • главная