Лимарев В.Н.
Краткая история геоэтноса евреи, факты без комментария.
(Этническая история в хронологическом порядке.)
Фаза: Предпосылки: 3 в до н.э.
Начало
4 в. до н.э.
Храмовая полиция.
Вмешательство Птолемея Сотера в дела Иудеи было незначительно.
Иудеи сами справлялись с наведением порядка в Иерусалиме и подвластных Иерусалиму территориях. Была организована храмовая полиция, которая наводила порядок в Иудее.
Начало
4 в. до н.э.
Иудеи в Сирии (царстве Селевкидов).
Селевк Никатор основатель царства
Селевкидов погиб в
Отношение Селевка
к иудеям описывает Иосиф Флавий:
Селевк Никатор удостоил их (иудеев) во всех основанных им в Азии и Нижней Сирии городах, равно как и самой столице Антиохии, прав гражданства и сделал их равноправными с македонянами и греками.
305 -
Правление Птолемея Сотера в Египте.
Правил Египтом Птолемей Сотера 41 год. В
Увеличивая свои земельные ресурсы, Сотер пытался завоевать земли за пределами Египта.
Благодаря его военным операциям Царство Птолемеев имело территории за пределами Египта. В Африке – Киренаика. В Азии – остров Кипр, Южную Сирию (включая Палестину) и Финикию. На западе Малой Азии некоторые греческие города были подвластны Птолемею. Таким образом, он мог обеспечивать процветание торговли. Товары из Египта, преимущественно зерно, для отправки на Восток перегружалось в подвластных Птолемею портах на побережье Малой Азии и в Финикии. В этих операциях участвовали как финикийцы, так и иудеи.
Он привлек в Египет много греков и иудеев и ценил ученость.
У него лавры основателя знаменитой Александрийской библиотеки. Умер Сотер в 283 году до н.э. Царем стал его сын Филадельф.
283 –
Правление Птолемея 2 Филадельфа.
Филадельф продолжил дела начатые отцом. При его правлении играла важную роль торговля Египта с Индией и Эфиопией. Красное море было связано со Средиземным каналом (канал фараона Нехо 2), который был очищен и функционировал. Судоходство по Средиземному морю стало оживленным. Финикийские города вновь стали крупными торговыми центрами, в них перегружались товары, которые купцы иудеи отправляли на Восток. Зерно, полученное с царских земель, вывозимое за границу являлось главным доходом царской казны. Импортом Египта в основном были древесина и железо. Филадельф был любителем книг и интенсивно собирал библиотеку. Прибывший в Александрию корабль осматривали специальные люди, которые забирали найденные книги на судне, затем их писцы переписывали и копии возвращали владельцам. Количество, хранимое в библиотеке книг, насчитывало порядка 200 - 400 тысяч свитков. При дворе образованного владыки собирались поэты, ученые, врачи. Он провел административную реформу, которая позволила эффективно управлять государством.
Заведовал царским книгохранилищем иудей Дмитрий Филерейский.
Середина 3 в. до н.э.
Иудеи в Александрии.
В Александрии находился царский двор. Вельможи, принадлежащие к царскому двору, были советниками царя и носили почетный титул царских «родственников» или «друзей». Среди друзей царя было много иудеев.
Александрия, со слов известного историка Моммзена, была в такой же степени иудейским городом, как и греческим. Иудеев в Александрии было порядка 40%. от общего количества многонационального города, где кроме иудеев жили греки, египтяне, финикийцы и другие народы. Иудеи, которых объединяла религия, в Александрии образовали некое государство в государстве и располагались в двух кварталах Александрии обособленно.
Не смотря на то, что иудеи были верны своим религиозным традициям, они все больше перенимали греческий образ жизни, приняли греческий язык и стали участвовать в мероприятиях, которые организовывали правители: спортивных соревнованиях, философских диспутах… Во время правления Филадельфа, по его заказу, была переведена на греческий язык Библия. Иудеи, которые забыли иврит, теперь смогли читать Священное писание.
Середина 3 в. до н.э.
Иудеи в Иерусалиме.
В Иерусалиме было создано Великое
собрание (Великая синагога или Великий собор). Членами этого Собрания стали
священники, писцы, ученые, учителя.
Великий Собор был наделен правом
толковать Тору. Великий собор готовил
наставников, которые отправлялись в синагоги различных еврейских общин, чтобы
учить народ. В Иудее была почти стопроцентная грамотность. Чтением Торы
занималось все население Иудеи: торговцы, ремесленники, земледельцы, пастухи.
Большим авторитетом в этот период
пользовался первосвященник Шимон Праведный.
Середина 3 в до н.э.
Освобождение иудеев из рабства в Египте.
Иосиф Флавий в книге «Иудейские Древности» подробно рассказывает об освобождении иудеев из египетского плена во времена царствования Птолемея Филадельфа. Речь идет о рабах иудеях, которым единоверцы решили вернуть статус свободного человека. Большинство иудеи было проданы в рабство, вероятно, в смутное время конца 4 века. Согласно данных Иосифа Флавия в середине третьего века рабами в Египте были порядка ста двадцати тысяч иудеев.
Инициатива освободить из рабства единоверцев принадлежала некому Аристею.
Он обратился к Птолемею Филадельфию:
« Оставаясь последовательным своем великодушии (к иудеям) и своей милости,
освободи этих людей из рабства, так как один и тот же Господь Бог руководит твоим правлением и дал им их
законы, в чем ты можешь поверить мне в моей многоопытности…
Да будет даровано этим иудеям в
честь Праведного (Бога) право возвращения на
родину (в Иудею) и к прежнему образу жизни. Знай, однако, царь,
что Я не потому прошу тебя об этом, чтобы находиться в родстве с этим народом,
которые отнюдь не являются одноплеменными со мной. Только оттого, что все эти
люди - создания Всевышнего и знают
расположение ко всем творящим добро».
Не сразу царь согласился проявить эту милость к иудеям.
Царя пришлось поуговаривать, задаривать подарками, снабдить библиотеку редкими книгами. С просьбой об освобождении иудеев к царю обратился первосвященник Иерусалима и хранитель царского книгохранилища Дмитрий Филерейский.
И …
«…царь преклонился перед книгами (дарованными ему иудеями), распорядился относиться к ним тщательностью….и сказал он (царь): справедливость требует отпустить их (иудеев рабов) домой…».
246 –
Правление Птолемея 3 Эвергета 1.
Эвергет был продолжателем дел начатых дедом и отцом. Он расширил
библиотеку и постоянно участвовал в войнах в Азии, укрепляя границы
государства.
Ему досталось цветущее
государство. Но в его царствования стал надвигаться кризис государства. Главной причиной кризиса являлось пристрастие
элиты Александрии к роскоши и чрезмерные траты царского двора, что приводило к
оттоку из страны на восток серебра и золота.
То есть Египет начинал жить не по
средствам. Порча монет в Египте началась в
Филопатор становится царем Египта Птолемеем 4.
После смерти Птолемея 3 в придворных кругах произошла схватка
претендентов за престол. Во время междоусобицы была убита царица-мать Береника.
После воцарения Филопатра интриги при дворе продолжались, возник новый заговор
против наследника, который удалось предотвратить.
219 -
Четвертая сирийская война.
Эта война стала поворотным этапом в истории Царства Птолемеев. Для отражения агрессии Антиоха 3 Птолемею 4 пришлось вооружить египтян, создав их них армию. Победа была одержана Птолемеем 4 над войсками Антиоха 3.
Развал финансовой системы в царстве Птолемеев.
Птолемей Филопатор мало заниматься государственными делами. Филопатор был развратен и ценил наслаждения, и был трезв лишь когда совершал богослужение. Большое влияние на дела приобрела любовница царя Агатоклея и другие гетеры.
С 206 - 186г. до н.э. Восстание Египетских воинов. В мирное время Птолемей 4 предпринял попытку разоружить и
распустить вооруженную им египетскую армию. Восстание вспыхнуло в Нижнем Египте
и перекинулось на всю страну. К воинам присоединились земледельцы. Восстание
удалось подавить только в 204 г. до н.э. Царем Египта стал сын Филопатора Птолемей V Епифан. Епифан был молод, страной управляли его министры.
главная