Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса Евреи, факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

Фаза: ЭТНОВЗРЫВ: 2 в до н.э.

Период: базовый

Дворец царя Соломона. Фрагмент росписи в синагоге 2 в до н.э. (Дура-Европос)

 

  • Завоевания римлян на востоке. 2-1 век до н.э.(Карта)
  • Египет. Эфиопия. Аравия. ( 3-2 век до н.э.) (Карта)
  • Палестина 1 век до н.э. (Карта)
  • 200 -198 г. до н.э.

     

    Завоевание Палестины Сирией (Антиохом 3).

    Сирийский боевой слон.

     

    Для Иудеев жителей Египта и Палестины настали трудные времена в конце 3 начале 2 века до н.э. Торговля Египта с другими странами в какой-то степени была  парализована из-за  слабости правителей Египта, разрушения финансовой системы страны. В Египте бушевал пожар гражданской войны, Птолемеям никак не удавалось усмирить взбунтовавшиеся египетские войска.

    Можно предположить, что Иудея добровольно отпала от царства Птолемеев и перешла под покровительство Селевкидов.

    О моменте перехода Иудеи под покровительство Селевкидов сообщает Иосиф Флавий:

    «Антиох победил Скопаса (военноначальника Птолемеев) в битве при истоках Иордана и при этом уничтожил значительную часть его войск. Когда же Антиох (Антиох 3 правление: 222-187 г до н.э.) овладел Келесарией и Самарией, иудеи покорились ему добровольно, приняли его в свой город, доставили всему его войску и слонам жизненные припасы. И охотно помогали ему в осаде оставленного  Скопасом в иерусалимской крепости гарнизона. Антиох отправил своим  приближенным послание о том, как хорошо отнеслись к нему иудеи,  и также указал на то, какие награды он решил дать иудеям».

    Вследствие того, как Иудея добровольно перешла на сторону Селевкидов, Антиох 3 сохранил прежний статус Иудеи.

    200 - 175 г до н.э.

    Эллинизация Иудеи.

     

    После победы над войсками птолемеевского Египта, Антиох 3

     заключил с семейством Птолемеев династический брак,  выдав свою дочь  Клеопатру за  правившего в Египте Птолемея V Епифанаа. В качестве приданного своей дочери, по  распоряжению Антиоха 3, египетский двор стал получать налоги от областей в Палестине.

    Палестины после брака оказалась под двойным управлением.

    Прекращением раздоров между государствами воспользовались иудеи, которые собирали подати со всей Келесирии, Финикии, Иудеи и Самарии, они стали наживаться на сложившейся неразберихе с двойным подчинением Палестины.  В Палестине началась борьба между различными группировками за право собирать подати с областей у Мертвого моря.

    В этой борьбе верх одержали эллинизированые иудеи из Александрии, которые опирались на влиятельный род Тобиадов, имеющий  влияние, как в Палестине, так и в Заиорданье. Род Тобиадов стал фактическим правителем в Палестине, он  поддерживал эллинизацию иудеев.

    В  Иерусалиме стали селиться эллинисты  иудеи.

    Тобиады, захватив власть в Иерусалиме,  утвердили первосвященником своего ставленника   Ясона. (Симона -?)

    Начался период непрерывной борьбы  между хасидеями - хранившими верность иудаизму и иудеями эллинистами.

    Отношение иудеев к происходящему в это время в Палестине двоякое.

    С одной стороны правление Тобиадов привело к эллинизации Иудеи, с другой оживило жизнь в Иерусалиме, подняло жизненный уровень населения.

    Иосиф Флавий в книге «Иудейские древности» пишет:

    «Иосиф (из рода Тобиадов) был человеком прекрасным и великодушным, который успел поднять народ иудейский из его бедности и жалкого положения и поставил  его в более благоприятные условия жизни; при этом он, в течение двадцати лет держал на откупе подати в Сирии, Финикии и Самарии».

    Древнегреческие статуэтки 2 века до н.э. (Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.)

    192 г188 г до н.э.

    Победа римлян над царем государства Селевкидов Антиохом 3.

    В 192 г дон н.э. в союзе с рядом греческих городов Антиох 3 выступили против римлян в Фермопилах (материковая Греция), но потерпели сокрушительное поражение. После этой победы бывшие греческие союзники Селевкидов запросили у Рима мира.

    В Эгейском море флот Селевкидов был разгромлен объеденным флотом римлян и Пергама, а затем в 190 г до н.э. были разбиты и войска Селевкидов в Малой Азии.

    Селевкиды поспешили запросить мир с Римом, который в 188 г был заключен на невыгодных для Селевкидах условиях: они лишались флота и должны были уплатить римлянам 15 тыс. таланов контрибуции.

    187 г175 г до н.э.

    Селевк IV Филопатор – слабый правитель Сирии.

     

    После поражения от римлян начался распад царства Селевкидов. Объявила о своей независимости  Армения.  Антиох 3 стремился усмирять стремящиеся к независимости территории на востоке и погиб в рядовой стычки с восставшими в 187 г до н.э.

    Его приемник Селевк 4 Филопатор был слабым правителем  и не делал попыток  предотвратить развал царства. В Иудеи в это время произошел раскол между Тобиадами: сыновьями Иосифа и их братом Герконом, Геркон стал правителем в Заиорданье.

    Селевк 4 Филопатор в результате дворцового переворота  в 175 г до н.э. был убит и царем стал Антиох 4.

    Клеопатра 1. Камея Эримитаж. Фото Лимарева В.Н.

    181 г до н.э.

    Переворот в Египте к власти приходит Клеопатра 1.

     

    Птолемей 5 был отравлен ядом. Фараоном стал малолетний Птолемей 6 Филометор.

    Регентом при малолетнем императоре стала его мать Клеопатра 1. После её смерти регентами стали  евнух Евлей и  некто Леней.

     

    175 г170 г до н.э.

    Антиох 4 восстанавливает власть Селевкидов в Палестине.

     

    Монета Антиоха 4

    Во время прихода к власти Антиоха 4 в Палестине правили браться Тобиады, которые покорились Антиоху 4 при  приближении его войск.  Антиох 4 направил свои войска против их брата Гиркана, при приближении войск Антиоха 4, Гиркан покончил жизнь самоубийством.

    Тобиады в Иерусалиме, стремясь угодить Антиоху 4, через первосвященника Ясона стали добиваться у Антиоха   4 разрешение о создании в Иерусалиме полиса с эфебией, гимнасием и другими элементами эллинистической культуры.  Манипулируя сложившейся ситуацией в Иерусалиме, Антиох 4 стал опираться на эллинизированное иудейство. После смерти Ясона  он  лично назначил первосвященником Иисусу (Иасон),  но вскоре, рассердившись на него, передал первосвященство Онии (Минелаю).

    Между братьями произошел конфликт, который расколол Иудею на два лагеря.

    Минилай, опираясь на эллинизированную часть Иерусалима, объявил царю, что он   отказывается от иудейских законов и государственного устройства Иудеи  и готов принять греческую форму управления Иудеей.

    169 г168 г до н.э.

    Антиох 4 делает попытку захватить Египет.

     

    В ответ на попытки регентов малолетнего фараона Филометора вернуть свое влияние в Палестине, которая перестал выплачивать налог после смерти  Клеопатры 1,  Антиох двинул свои войска для захвата Египта. Он захватил Мемфис, и осадил Александрию. В его планы входило короноваться египетской короной, но в происходящие вмешались римляне, которые через своих дипломатов предложили Антиоху покинуть Египет. Антиох – покинул Египет.

    167 г до н.э.

    Антиох 4 (Епифан)

    Антиох 4 (Епифан) наводит «порядок» в  Иерусалим.

     

    В Иерусалиме стал осуществляться план  эллинизации  города.   Началась постройка гимнасии, что вызвало беспорядки в городе. Антиох 4 вошел с войсками в Иерусалим, ворота ему открыли его сторонники из числа эллинизированых иудеев.  Антиох 4 усмирил взбунтовавшихся. Был занят Храм, который Антиох 4 превратил в храм Зевса, сокровища храмы были им изъяты. Свитки священного писания были сожжены.

    Антиох 4 выпустил эдикт, в котором запрещал иудеям под угрозой смерти  выполнять религиозные обряды: соблюдение субботы, обрезание, жертвоприношение, пищевые ограничения, обрезание…

    После этого греческие отряды приступили к наведению порядка в  окрестностях Иерусалима. Любые попытки противиться указаниям Антиоха карались, иудеев убивали при любой попытке противиться властям.

    Иудеи спасались бегством в  Иудейских горах.

    В селение Модиин пришел греческий отряд для наведения порядка и  был возведен языческий алтарь, у которого иудеи должны были поклоняться греческим богам,  часть иудеев покорились грекам и стали поклоняться «идолам». Старый священник Маттитьху (Матафия) со своими пятью сыновьями подошли к поклонявшимся и убили иудеев-отступников, затем они  напали на греческих солдат и перебили их. После это Маттитьяху и его сыновья бежали в горы, к ним стали присоединяться бежавшие из других сел. Так возникло ядро восстания. Вождем восставших стал Иехуда (Иуда) по прозвищу Макковей (молот).

  • Преследование иудеев царем Антиохом 4 спасли иудейскую веру.

    167- 165 г до н.э.

    Восставшие иудеи освобождают Иерусалим.

    Место для проведения иудейских обрядов. Скиния.

    Сирийцы последовательно осуществляли план эллинизации Иудеи. В Иерусалиме первосвященник Менелай выстроил стадион и стал привлекать юношей к участию в греческих праздниках и ритуалах.  Он преследовал тех, кто соблюдает иудейские законы, люди были вынуждены бежать к Маккавею, пополняя его отряды.

    В Иудее Маккавеи развернули партизанскую войну, нападая на  караваны, истребляя греческих солдат, разрушая возведенные языческие храмы.  Вооруженные отряды Антиоха 4, посланные для подавления восстания, были разбиты неожиданно напавшими иудеями.

    Антиох послал новую армию против плохо обученной и вооруженной армии Маккавея.

    Маккавей не стал вступать в прямое столкновение с многочисленным соперником. Выждав момент, он неожиданно напал на лагерь сирийцев и обратил их в бегство.

    В бою погиб брат Маккавея Элиэзер.

    Антиох обратился к Иудеям с призывом прекратить вооруженную борьбу, обещая амнистию восставшим и прекращения религиозного гонения, но восставшие иудеи решили продолжить борьбу.

    Антиох выслал новую армию, но она так же была разгромлена армией Маккавея.

    Иудеи заняли Иерусалим.

    163 г до н.э.

    Смерть Антиоха 4.

    После завоевания Иерусалима  иудеи получили передышку в борьбе с Сирией. Оставив в покое иудеев, Антиох 4 начал военный поход против Парфии. Ему удалось захватить часть Армении, но самой Парфии он так и не достиг, скончавшись в Персии в 163 до н.э.  В Сирии начался период  схватки претендентов  в борьбе за трон. На трон взошел малолетний сын Антиоха 4 – Евпатор. Между полководцами  Сирии Лисием и Филиппом развернулась борьба за право быть регентом у малолетнего царя. Победу одержал Лисий.

    161  г до н.э.

    Димитрий приходит к власти в Сирии.

    В борьбу за царский престол вмешался прибывший из Рима сын Селевка – Димитрий (Деметрий). Димитрий овладел тремя главными городами Сирии и провозгласил себя царем Сирии. Им были захвачены в плен и казнены малолетний Евпатор и его опекун Лисий.

    161 г до н.э.

    Иуда Маккавей  пытается заручиться поддержкой Рима.

    Положение восставших  иудеев было непрочно. Маккавей поспешил отправить в Рим послов  с просьбой о поддержке восставших. Рим согласился заключить с Маккавеем договор о поддержке в случаи войны, но реальной поддержки не оказал.

    161 г до н.э.

    Сирийский царь Димитрий захватывает Иерусалим.

    Монеты во времена правления братьев Маккавеев.

    Перед нападением на Иудею, Димитрий  заручился поддержкой эллинизированых иудеев, бежавших в Сирию после завоевания Иудеи Маккавеем. Он вступил через своего друга Никанора в переговоры  с иудеями, обещая им  автономию в составе Сирии. В армии Иуды Маккавея произошел раскол, часть иудеев согласились с прекращением дальнейшей борьбы. Остатки армия Иуды Маккавея, были разбита сирийским полководцем Вакхида.  Иуда Маккавей погиб в бою.  Затем погиб его брат Иоханан. Сирийцы заняли Иерусалим. Остатки вооруженных отрядов, отказавшихся подчиниться сирийцам, перешли за Иордан.Братья Маккавея - Ионатан и Шимон продолжили борьбу за независимость. Вождем восставших стал Ионатан (Иоанаф).

    161 -145 г до н.э.

    Иудея   во время междоусобицы в Сирии.

    Статуэтка актера мима. 2 век до н.э. Малая Азия. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Положение правителя Дмитрия в Сирии было непрочным.  В борьбу за царский трон в Сирии вступил сын Антиоха 4 (Епифана)  - Александр.

    Дмитрий был вынужден вступить в бой с войсками претендента. Он заключает с восставшими иудеями мир, позволяет брату Маккавея – Ионатану занять Иерусалим, где тот был объявлен первосвященником и просит иудеев оказать ему военную поддержку в борьбе с войсками Александра.

    Претендент на престол Александр также направляет послов к Ионатану с заверением о дружбе и с просьбой о помощи.

    Участвовали ли войска иудеев в борьбе на той или иной стороне неизвестно, но вскоре Дмитрий гибнет во время битвы  и власть в Сирии переходит на короткое время к Александру. Александр благосклонно отнесся к Ионатану.

    Как пишет Иосиф Флавий:

    «Царь египетский Птолемей выдал за Александра его дочь. После свадьбы Александр отправил первосвященнику Ионафу приглашение прибыть в гости.

    Ионаф прибыв к царям (Александру и его супруге) и привез им блестящие дары. Первосвященник удостоился великого почета.  Александр посадил его рядом с собой на троне и сказал сановникам, что не примет жалобы от иудеев на Ионафа…»

    Не смотря на благосклонное отношение к иудеям, Александр  приступил к наведению порядка в Иудеи, его войска заняли Иерусалим.  Иудеи начали плести интриги  с целью свержения Александра. Вероятно под влиянием иудеев, египетский царь Птолемей VI Филометор изменил отношение к своему зятю.

     Через некоторое время на царский престол в Сирии объявился новый претендент - сын покойного Димирия – Дмитрий Никатор, который так же как Александр стал зятем Птолемея. Птолемей VI Филометор решил заменить на сирийском престоле зятя Александра  на зятя  Димитрия.  Он подержал его своими войсками, поддержку новому претенденту на престол оказали и иудеи. Произошло сражение между войсками в 146 году до н.э. В сражении победу одержал Димитрий,  правитель  Египта Птолемей погиб в бою. Александр с семьей бежал  в Аравию. Семиты убили Александра и его голову отправили Димитрию.

    После победы египетские войска стали поддерживать иудеев, пытавшихся освободить страну от сирийских войск. Димитрий изменил свое отношение к Египетской армии, как союзной,  вступив с ней в сражение, разбил её. После этого войска направил против вооруженных отрядов иудеев пытавшихся выбить из Иерусалима сирийские войска. Иудеи запросили мира и стали клясться в верноподданичестве  и откупились от Димитрия золотом. Димитрий обязал иудеев передать в его распоряжение воинский отряд иудеев численность в 3 тысячи человек.

    146 -142 г до н.э.

    Иудеи возводят на престол в Сирии малолетнего Антиоха.  Смерть Ионатана.

    После того, как Димитрий изменил свое отношение к Иудеям, как союзникам, иудеи стали готовить новый заговор с целью свержения Димирия. В Аравии в это время находился сын  Александра прежнего правителя Сирии -Антиох, малолетнего Антиоха  решили сделать правителем Сирии.

    Новый претендент  на престол Антиох был четырехлетним ребенком. Опекуном  ребенка стал сирийский полководец Трифон, восставший против Димитрия.

    Между войсками Дмитрия и Трифона произошло сражение, в котором победу одержал Трифон. После победы он объявил царем Сирии – Антиоха. Димитрий с остатками войск бежал в Киликию. Иудеи открыто объявили о своей поддержке Антиоха. Междоусобная война в Сирии продолжалась,  войска иудеев вместе с войсками Трифона  сражали с войсками Димитрия.  Димитрий отправился в Месопотамию для набора новой армии для войны с Трифоном. Ему удалось собрать армию, но вооруженные  отряды из местных жителей вдруг отказались ему подчиняться, пленили Александра и пришедшие с ним войска. Месопотамия фактически отпала от Сирии.

    После того как Трифон узнал, что Димитрий ему больше не опасен, он постарался избавиться от опеки иудеев.

    Иудейская армия по приказу Трифона была распущена. После роспуска армии, Трифон неожиданно напал на иудейские отряды, охранявшие первосвященника  и перебил их, первосвященник Ионатану был взят в плен. Сопротивление Трифону возглавил последний из братьев Маккавея – Симон (Шимон). Он стал вести с Трифоном переговоры об освобождении Ионатана. Трифон потребовал выкуп за первосвященника.

    Деять заповедь передает Бог Моисею

    Восставшие иудеи осади войска в Трифона в Иерусалиме.  Трифон направился в Иерусалим для оказания помощи своим войскам, но выпавший неожиданно снег остановил продвижение войск. Трифон повернул в Сирию, умертвив первосвященника Ионатана.

    142 - 134 г до н.э.

    Правитель Иудеи Симон основал государство Хасмонеев.

    Полшекеля Симона Маккавея.

    В сирийской Антиохии Трифон убил юного царя  Антиоха и потребовал от войск присягнуть ему как царю.

    Войска не подчинились и перешли на сторону супруги Дмитрия – Клеопатры, которая срочно вышла замуж за брата Александра  (убитого в Аравии) - Антиоха Сотера.

    Во время этого конфликта иудеи под руководством Симона (Шимона) освободили страну от сирийских войск.

    Антиох  7 Сотер одержал победу над Трифоном и стал царем Сирии. Трифон погиб.

    Затем Антиох Сотер направил войска для усмирения Иудеи. Симон же организовал  войска из иудеев   и разбил высланную для усмирения Иудеи армию.

     После победы, Симон направил в Рим предложения о заключении дружеского союза.

     С Сирией он  заключил мирный договор, в котором Симон признал Иудею, формально, вассалом Сирии. Фактически  Иудея получила независимость.

    Переноска иудеями святыни. Фрагмент росписи в синагоге 2 в до н.э. (Дура-Европос)

    Симон правил как царь, а не первосвященник.  Симона считают основателем династии хасмонейских царей.

    Образованное Симоном государство – называют государством Хасмонеев.

    Армия иудеев захватила порт Акру.

    Во время правления Симона возобновилась международная торговля:  товары из Египта и других стан Средиземноморья проступали в порт Акра и дальше караванами отправлялись в азиатские государства.

    134 – 129 г до н.э.

    Охраняемое торговое судно.

    Гражданская война в Иудее. Иудея снова под власть  Сирии.

    В  134 г до н.э. в Иудее во время пира неожиданно зять Симона – Птолемей  напал на него и убил.  Зять захватил в плен жену и двух сыновей. Третьему сыну Симона Гиркану удалось бежать и организовать сопротивление убийце отца.

    Птолемей с остатками верных людей заперся в крепости Дагон и обещал убить близких Гиркона, если Гиркон предпримет штурм. Осада крепости затянулась. На помощь Птолемею подошли сирийские войска во главе с Антиохом Сотером  и разбили ополчение Гиркана. Гиркан заперся с остатками войск в Иерусалиме. Началась длительная осада Иерусалима сирийскими войсками.  Гиркан пошел на переговоры с Антиохом. В результате переговоров сирийская армия, получив большой выкуп, заверения в вассальных отношения Иудеи по отношению к Сирии  и заложников из знатных семей,  покинула Иудею. Гиркан распорядился вскрыть гробницу царя Давида и вынул оттуда 3 тысячи талантов серебра. Эти деньги он направил для  создания армии, ядром  которой должны были стать наемные войска.  Как вассал Сирии,  Иудея направляла свои войска в поход против парфян. Войско Антиоха 7  Сотера было разбито  парфянским царем Митридатом 1 Фраат 2  в 129 г до н.э. и он сам погиб.

    Наказание идолопоклонников иудеями.

    129 – 104 г до н.э.

    Правитель Гиркан расширяет и укрепляет государство Хасмонеев.

    После разгрома войск Антиоха в Парфии и гибели царя Антиоха, Гиркан направил свои войска в Сирию в расчете  захватить её. Овладеть Сирией ему не удалось, но в результате войны он присоединил к Иудее ряд территорий на востоке и  севере Палестины. Он захватил Газу и другие приморские города. Потом совершил поход  на самаритян, разрушил их храм на горе Гризим и включил Самарию в состав Иудеи.

    Затем  подчинил государство Эдом и включил в состав Иудеи, идумеев - жителей Эдома он подверг насильственной иудизации, потребовал произвести обрезание и  вести свою жизнь по иудейскому образцу, завоевал часть Заиорданья.

    Гиркан направил посольство в Рим и возобновил союзнические отношения.

    Иудеи стали чеканить собственных денег.

    Шекель Симона Маккавея.

    В период правления Гиркана в Иудее появились две партии.

    Партия Саддукеи (идуким), большинство членов корой принадлежала к высшему жречеству, знати и богатому купечеству. Эта партия  поддерживала Гиркана  и требовала строгого, буквального толкование торы, нередко толкования в интересах высших классов общества.

    Партия фарисеев (прушим – отделившиеся)  стремилась к большей демократизации общества, и толковала более гибко Закон, позволяя его применять к новым условиям жизни, поддерживала низшие слои общества.

    104 г до н.э.

    Аристобул  – царь иудейский.

    У Гиркана была пять сыновей, но, умирая, он оставил правительницей свою жену.

    Сразу после смерти отца два брата Аристобул и Антигон  схватили свою мать (жену Гиркана) и трех братье и заперли в тюрьме. Аристобул провозгласил себя царем иудейским.

    Его жена Саломея стала наговарить на брата Антигона, что тот хочет захватить власть.

    Аристобул опасаясь, что его брат попытается убить его и завладеть троном, приказал охране, что если Антигон вооруженный попытается приблизиться к нему, то убить его. Саломея послала к Антигону гонца и просла прийти и показать новое его оружие. Когда Антигон пришел на встречу к брату вооруженный, охрана немедленно исполнила приказание Аристобула  - Антигон был убит.

    В тюрьме умерла мать Аристобула. Иудеи, подстрекаемые Саломеей, с неодобрением восприняли происходящие, Аристобул стал чувствовать себя не комфортно. Ему постоянно напоминали, что он братоубийца, не смотря на раскаянье царя иудейского.В это период власть в государстве переходит к его жене Саломее с вторым греческим именем Александра. У Аристобула началось помутнение рассудка,и он стал постоянно испытывать тошноту и рвоту, стал харкать кровью и умер (вероятно, его отравили). После смерти Аристобула, его жена Саломея Александра освободила из тюрьмы братьев и объявила царем Янная Александра.

    Монета Саломеи Александры

    103 г до н.э.

    Муж царицы Салоломеи-Александры становится царем Иудеи.

    Янная Александр становится мужем Саломеи-Александры и формально правителем Иудеи, фактическое управление государством остается в руках Саломеи. После этого брат Янная Александра стал претендовать на престол, узнав об этом, Янная Александр убиват его. Другой брат отказался от претензий на власть и был удален из царской резиденции.

    Иудейский царь - надписть на египетском языке.

  • главная