Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Как обучали детей в фарисейских школах иудеев (1 в н.э.).

 

В семье иудея, празнование субботы. Рис. 19 века.

Так как фарисеи считали, что каждый иудей должен уметь прочитать Слова Божьи  в Священном Писании,  грамотность среди иудеев  в 1 в н.э. была значительно Выше, чем у других народов.

Фарисеи считали: Тора должна быть достоянием всего народа, а не только избранных.

В конце 3 в. до н.э. начале 2 в до н.э. в Иерусалиме  появилась Великая Синагога, задача которой была толкование Торы.

Великая Синагога занималась не только вопросами правильного толкования Торы, но и подготовкой наставников для отправки в синагоги различных еврейских общин, чтобы учить народ. Великая Синагога со временем превратилась в Великий Синедрион  - высший законодательный и судебный орган Иудеи, при котором была Иудейская Академия, где иудеи могли получить высшее религиозное образование.

 

Руины синагоги в 1 веке в Капернауне. ( Израиль.)

В Иудее с середины  второго века до н.э. существовала  религиозная школа фарисеев (религиозная партия фарисеев), базой которой были  средние слои общества:  торговцы и  предприниматели.  Возглавлял Высший Синедрион во времена царицы Соломеи, с 76 г до н.э. фарисейский ученый  Шимон Бен Шетах. Он поставил перед собой задачу  организовать всеобщее образование иудейского народа.

К концу 1 века до н.э. установилась практика присылать юношей из знатных семей в Иерусалим для получения высшего образования.

Изначально иудейское образование значительно отличалась от греческого. Если в греческих школах основной упор делался на физическое и умственное развитие, кроме изучения наук греки уделяли значительное временя физическим упражнениям, чтобы достичь физического совершенства. В иудейских школах главным был путь духовного совершенства.

 

В первом веке нашей эры произошло сближение двух школ. В многочисленных иудейских диаспорах  римских провинций   родители стремились дать детям не только иудейское, но и греческое образования. Молодые иудеи так же, как римляне (эллины) стали участвовать в спортивных соревнованиях. Иудеи стали  уделять внимание физическому совершенству.

Образование ребенка в фарисейской семье начиналось с момента «отнятия его от груди», фактически же  с пяти лет, именно этот возраст считался концом младенчества. Особенностью обучения было то, что не было границ между обучением в школе и домашним обучением. Главным педагогом ребенка становился отец.  Отец непосредственно давал ребенку элементарные понятия Торы, как священного писания. Отец сам подбирал для ребенка педагогов в синагоге. Синагоги не были молитвенными домами или церквями. Это были комплексы, объединяющие в себе центры досуга, местную законодательную и судебную власть, места для коллективного моления, толкования торы и место, где проводились ритуалы (жертвоприношение, обрезание и т.д.) и, наконец, школу. На собраниях в синагогах иудеи решали все вопросы повседневной  жизни.  Синагога была местом обучения молодежи. В одном из залов синагоги были расставлены лавки, иногда столы с чернильницами. Занятие проводили религиозные авторитеты общины, многие из которых получили образование в Иерусалиме. Детей изначально учили чтению и письму. Дети учились писать на пергаменте и папирусе.  В практике было задавать детям написание сочинений на различные темы.

Затем детям давались элементарные понятия счета и навыки рисования.

Основой обучения все же было  заучивание текстов наизусть. Наизусть учились не только религиозные тексты, но и отрывки стихотворений, пословицы.

В семье иудея, празнование субботы. ( Израиль. г. Цфат. соврем. худ. Фото Лимарева В.Н.)

Во время обучения уделялось много внимания воспитанию детей. Основой воспитания были законы Моисея. Из Торы дети получали основные сведения по истории своего народа.

В первом веке нашей эры в римских провинциях  обучали детей так же и греческому языку, как международному, греческой культуре. Стали водиться в практику занятия спортом.

У фарисеев считалось, что цель образования и воспитания -  сформировать цельную натуру, достоинством которой было бы  целомудрие, скромное поведение, возвышенность духа и мудрость.

 

Обучение детей в синагогах проводилось до  четырнадцатилетнего возраста.

Иудей получал начальное образование.

С четырнадцати лет молодой иудей, пройдя специальный обряд, считался совершеннолетним. Но совершеннолетие не означало, что он становился фактически равным со взрослыми. Это было религиозное совершеннолетие, с этого момента у иудея была личная ответственность в том, что он будет свое поведение соизмерять с законами Торы, то есть за свои поступки он лично мог предстать перед иудейским судом. Фактическое совершеннолетие наступало тогда, когда иудей становился независимым в финансовом плане, когда он мог самостоятельно платить налог в иерусалимский Храм.

После четырнадцатилетнего возраста в семьях знатных иудеев стремились, чтобы дети продолжили образование. Иудеи, продолжали свое образование с персональными педагогами, которые давали фарисейское образование. Молодой человек знакомился с традициями фарисеев, их толкованием Торы. И он  проходил стажировку в различных общинах, чтобы показать на стороне свои знания.

Если молодой человек оказывался способным к наукам, его отправляли учиться в Иерусалим,  в Иерусалимскую Академию. В Иерусалиме он совершенствовал свои знания под руководством ученых. Обычно отец молодого человека сам выбирал педагога-наставника своем сыну.

В Иерусалиме многие фарисеи получали знания по иудейскому праву и по медицине. Обучение, таким образом,  у иудеев заканчивалось в возрасте 20-21 года.

  • главная