Как обучали детей в фарисейских школах иудеев (1 в
н.э.).
Так как фарисеи считали, что каждый иудей должен уметь прочитать Слова Божьи в Священном Писании, грамотность среди иудеев в 1 в н.э. была значительно Выше, чем у других народов.
Фарисеи считали: Тора должна быть достоянием всего народа, а не только избранных.
В конце 3 в. до н.э. начале 2 в до н.э. в Иерусалиме появилась Великая Синагога, задача которой была толкование Торы.
Великая Синагога занималась не только вопросами правильного толкования Торы, но и подготовкой наставников для отправки в синагоги различных еврейских общин, чтобы учить народ. Великая Синагога со временем превратилась в Великий Синедрион - высший законодательный и судебный орган Иудеи, при котором была Иудейская Академия, где иудеи могли получить высшее религиозное образование.
В Иудее с середины
второго века до н.э. существовала религиозная школа
фарисеев (религиозная партия фарисеев), базой которой были средние слои общества: торговцы и предприниматели. Возглавлял Высший Синедрион во времена царицы
Соломеи, с
К концу 1 века до н.э. установилась практика присылать юношей из знатных семей в Иерусалим для получения высшего образования.
Изначально иудейское образование значительно отличалась от греческого. Если в греческих школах основной упор делался на физическое и умственное развитие, кроме изучения наук греки уделяли значительное временя физическим упражнениям, чтобы достичь физического совершенства. В иудейских школах главным был путь духовного совершенства.
В первом веке нашей эры произошло сближение двух школ. В многочисленных иудейских диаспорах римских провинций родители стремились дать детям не только иудейское, но и греческое образования. Молодые иудеи так же, как римляне (эллины) стали участвовать в спортивных соревнованиях. Иудеи стали уделять внимание физическому совершенству.
Образование ребенка в фарисейской семье начиналось с момента «отнятия его от груди», фактически же с пяти лет, именно этот возраст считался концом младенчества. Особенностью обучения было то, что не было границ между обучением в школе и домашним обучением. Главным педагогом ребенка становился отец. Отец непосредственно давал ребенку элементарные понятия Торы, как священного писания. Отец сам подбирал для ребенка педагогов в синагоге. Синагоги не были молитвенными домами или церквями. Это были комплексы, объединяющие в себе центры досуга, местную законодательную и судебную власть, места для коллективного моления, толкования торы и место, где проводились ритуалы (жертвоприношение, обрезание и т.д.) и, наконец, школу. На собраниях в синагогах иудеи решали все вопросы повседневной жизни. Синагога была местом обучения молодежи. В одном из залов синагоги были расставлены лавки, иногда столы с чернильницами. Занятие проводили религиозные авторитеты общины, многие из которых получили образование в Иерусалиме. Детей изначально учили чтению и письму. Дети учились писать на пергаменте и папирусе. В практике было задавать детям написание сочинений на различные темы.
Затем детям давались элементарные понятия счета и навыки рисования.
Основой обучения все же было заучивание текстов наизусть. Наизусть учились не только религиозные тексты, но и отрывки стихотворений, пословицы.
Во время обучения уделялось много внимания воспитанию детей. Основой воспитания были законы Моисея. Из Торы дети получали основные сведения по истории своего народа.
В первом веке нашей эры в римских провинциях обучали детей так же и греческому языку, как международному, греческой культуре. Стали водиться в практику занятия спортом.
У фарисеев считалось, что цель образования и воспитания - сформировать цельную натуру, достоинством которой было бы целомудрие, скромное поведение, возвышенность духа и мудрость.
Обучение детей в синагогах проводилось до четырнадцатилетнего возраста.
Иудей получал начальное образование.
С четырнадцати лет молодой иудей, пройдя специальный обряд, считался совершеннолетним. Но совершеннолетие не означало, что он становился фактически равным со взрослыми. Это было религиозное совершеннолетие, с этого момента у иудея была личная ответственность в том, что он будет свое поведение соизмерять с законами Торы, то есть за свои поступки он лично мог предстать перед иудейским судом. Фактическое совершеннолетие наступало тогда, когда иудей становился независимым в финансовом плане, когда он мог самостоятельно платить налог в иерусалимский Храм.
После четырнадцатилетнего возраста в семьях знатных иудеев стремились, чтобы дети продолжили образование. Иудеи, продолжали свое образование с персональными педагогами, которые давали фарисейское образование. Молодой человек знакомился с традициями фарисеев, их толкованием Торы. И он проходил стажировку в различных общинах, чтобы показать на стороне свои знания.
Если молодой человек оказывался способным к наукам, его отправляли учиться в Иерусалим, в Иерусалимскую Академию. В Иерусалиме он совершенствовал свои знания под руководством ученых. Обычно отец молодого человека сам выбирал педагога-наставника своем сыну.
В Иерусалиме многие фарисеи получали знания по иудейскому праву и по медицине. Обучение, таким образом, у иудеев заканчивалось в возрасте 20-21 года.
главная