Лимарев В.Н.
Великий стратег Крез помогает Камбизу завоевать
Египет.
Время для завоевания персами Египта наступило в начале
правления персидского царя Креза (
В Египте в это время, как и Вавилонии, произошла смена власти, место сильного фараона Амасиса занял его слабый приемник фараон Псамметих 3.
Начиная подготовку к войне с Египтом, Крез сделал упор на греческие колонии в Малой Азии, купцы которых соперничали с иудеями в торговле в Персидской империи. Вторым союзником Персов стали находящиеся в вассальной зависимости финикийцы, предоставившие флот для военных операция в Средиземном море, третьими союзниками стали семитские плена соперничавшие с иудеями на господства в районе Мертвого моря, в том числе самарийцы.
На фоне этих приготовлений и произошел разрыв царской власти в Вавилоне с иудеями.
Для того чтобы привлечь на свою сторону семитские племена у Мертвого моря, царь приласкал царской милостью самарийцев, которые перестали платить дань иудеям и участвовать принудительно в восстановлении Иерусалима. В свою очередь самарийцы и другие семитские племена помогли продвижению войск Камбиза к границам Египта, предоставляя им верблюдов и указывая наиболее удобный маршрут.
Заигрывая с греками, Камбиз дает значительные привилегии греческим портам. Греческие государства Малой Азии направляю своих воинов в войско Камбиза. И в момент решающей битвы с Египтом в армиях двух держав находятся греческие наемники.
Не без влияния Креза, часть греческих наемников в Египетской армии переходят на сторону Камбиза. Греческие купцы, узнав о привилегиях которые они могут получить, подчинившись Камбизу, помогали ему подчинить Египет. Не случайно, после победы над египетскими войсками весной 525 года до н.э. у Пелусии греческие колонии в Египте приветствовали персов. Греческая колония-порт Навкратис открывает свои ворота перед персидской армией. Камбиз объявляет, что Навкратис и другие греческие порты в Египте и Ливии (Кирена, Барка) наделяются привилегиями в торговле Персидской державой.
Все это естественно не понравилось иудеям, и они стали делать попытки дискредитировать власть Камбиза. Повсеместно стала распространяться дезинформация, что Камбиз сошел с ума. Говорили о патологической жестокости Камбиза, о том, что разрушает святилища, о том, что он убил священного быка Аписа.
(См. примечание)
Камбиз, безусловно, испытывал трудно с управлением страной (Египтом) имеющей свои устоявшиеся религиозные традиции. Он делал попытки расширить свои владения в Африке. Он распространил свое влияние до Эфиопии, приступил к завоеванию Северной Африке, но здесь он столкнулся к сопротивлению союзников финикийцев, которые не захотели идти на войну с Карфагеном, где жили их сородичи. Это была его первая крупная неудача. С этого момента авторитет Камбиза падает. В метрополии, при подстрекательстве иудеев, возникают попытки сбросить персидское владычество, то есть устранить от власти партию, поддерживающую Креза - Камбиза. Иудеи приступили к реализации плана по возвращению утраченных позиций в империи, которые они смогли завоевать при Кире Великом.
Примечание:
Гарольд Лэмб в своей работе «Кир Великий», рассказывая о Камбизе, сообщает, что о его правлении в Египте мир узнал благодаря рукописям иудейского поселения в Элефантине (остров на Ниле у г. Асуан).
Сам же Геролью Лэмб критически относится к этой информации.
Камбиза, безусловно, и раздражали проблемы управлением этой страной, в которой значительную роль играли древние привилегии. Он попытался сократить храмовые доходы. В то же время сократил подати с крестьян, факты говорят о том, что крестьянам стало жить при Камбизе легче. Сокращение храмовых доходов вызвало недовольство жречества, и оно стало настраивать народ против правителя, объявив Камбиза безумцем и сочиняя всякие небылицы. Здесь, я думаю, иудейское и египетское жречество действовали консолидировано.
Я читал эти опусы иудеев, изложенные в работах К.Ф. Беккера «От древней иудеи до падения Римской империи».
Прочил, «прослезился». Ужаснулся злодействам Камбиза, и не поверил в написанное, как в это не поверили профессиональные историки.
главная