Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

От общины к церкви.

 

  • Религии мира.
  • 6- 10. Наконец братья мои, укрепляйтесь Господом и  могуществом силы его;

    6-11. Облачитесь во всеоружие  Божье, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских.

    6-12. Потому. Что наша брань не против крови и плоти, но против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.

     ( Послание к Ефесянам святого апостола Павла.)

     

    Реконструкция  византийской церкви 6-7 века в Масаде. Израиль (фото Лимарева в.Н.)

    Первоначально в общине не было никаких должностных  лиц и не существовало никаких различий между её членами. Каждый член общины  мог выступать в качестве учителя и агитатора, если он чувствовал признание к тому. Всякий  говорил свободно всё, что приходило ему в голову; как тогда говорили, что ему внушал святой дух. Особо одаренные или осененные святым духом, как завещал Иисус Христос, полностью посвящали себя проповедованию слова  Божьего, и они назывались апостолами.

    Апостол Павел горячо призывал верующих освобождать апостолов от всякого физического труда, и дать им возможность проповедовать, нести слово Божье  в народ.

    Безусловно, – формула, что община должна содержать проповедников, в том числе бродячих, породило, разумеется, иждивенческие настроения, и этим воспользовалось большое число различных проходимцев – желающих паразитировать за счет христианских общин. Вопрос о лжепророках, безусловно, стоял перед общинами очень остро  по мере распространения христианства в Римской империи и стабилизации жизненного уклада в общине.

    Реконструкция жилища монаха отшельника. Израиль (фото Лимарева в.Н.)

    У общины, добывающей деньги преимущественно своим трудом, не было средств чтобы кормить всяких проходимцев, общинники стремились как-то свести эти затраты до минимума, и в середине 2 века  посвилось религиозное наставление, как вести себя с поселяющими общину проповедниками, как распознать истинных апостолов от мнимых. Среди общин был распространен религиозный труд: «Учение двенадцати апостолов». Там было сказано следующее: «И всякий апостол, который прейдет к вам, да будет принят как Господь. И остаётся он не более чем один день, но если нужно, то и два дня. Если же остаётся он три дня, то это лжепророк. И если апостол уходит, то он ничего не должен брать с собой, кроме хлеба, но не больше чем потребуется до следующей ночёвки. Если же он требует денег, то это лжепророк... Всякий же, кто приходит от имени Господа, да будет принят. Но, вы должны испытать его и различить в нем добро и зло, ибо вы должны быть осторожны. Если пришелец направляется дальше, в новое  странствие, то помогите ему».

    В общем, ко второй половине второго века расплодившиеся проповедники, пророки, апостолы изрядно уже надоели общинникам, они практически уже не говорили ничего нового, но по-прежнему претендовали на лидерство в общинах. Демагоги-ораторы не улучшали жизнь общинников и практически не защищали их от властей и были не способны к размеренной трудовой жизни. Время агитаторов, вождей-трибунов прошло. В Римской империи появилась новая реальность – христианские общины, и жизнь в общинах, которые защищали угнетенных, была выгодна. В тоже время общинники хотели лучше жить уже в этой жизни, а для улучшения жизни общинников нужны были лидеры уже несколько иного плана. Лидеры хозяйственники, лидеры вожди способные защитить общину. Необходимо было сохранения единства христианских общин, необходимы были единые правила поведения общинников. В тоже время проповедники, которые несли отсебятину, выдавая это за последнее слово, Господне всё меньше и меньше пользовались популярностью. Основная масса агитаторов были людьми не грамотными, и их пропаганда была чисто эмоциональна, что, в конце концов, приводила к потере последними авторитета.

    Таким образом, общинники требовали от своих лидеров все больше, чтобы они занимались практической деятельность по благоустройству общины.

    Естественно, в общественной организации долго не может сохраняться такое положение, что все общественники равны и выделение из среды авторитетных общинников для ведения совместного хозяйства, а так же решения административно-бытовых отношений процесс закономерен. На перовых этапах главенствующую роль в общинах имели авторитетные пропагандисты-апостолы или учителя, на втором плане были административно-хозяйственные работники или старосты, старейшины-пресвиторы, дьяконы. Постепенно положение стало меняться и возрастать роль административных работников, и постепенно они вытеснили пропагандистов религии на второй план,  и подчас стали в общинах брать на себя ответственность за духовную жизнь общины.

    Главы общины, при этом, стали называть себя епископами и считали себя духовными приемниками апостолов. Постепенно все вопросы в общине не решались без участия апостола.   У епископов была духовная власть, – они стали хранителями духовного наследия общины, они стали определять порядки в общинах и заниматься судебными разбирательствами между общинниками, улаживать взаимоотношения общины с местными властями, а так же руководить хозяйственной деятельностью общины – распоряжаться казной общины  и поддерживать связи с другими общинами. Безусловно, в крупных общинах все эти функции не мог выполнять один человек и у епископов стал появляться штат помощников.

    Лимарев В.Н у византийской церкви в Масада. Израиль. (фото Лимарева Елена.)

    Особенно важны внешние связи епископов с другими общинами, которые стали осуществляться через церковные соборы. Именно эти связи позволили епископам выработать единые догмы религии, и параллельно опираясь на решение соборов, управлять общиной уже не от своего имени, а от имени церкви.  Община потеряла самостоятельность, на сцену вышла мощная организованная сила, – управляемая из одного центра – эта сила церковь с его мощным негосударственным аппаратом, судебной властью, репрессивным аппаратом и финансовыми средствами. О захвате власти в общинах епископами, как представителями единой церковной организации достаточно хорошо написано у  К.Каутского в его книге «Происхождение христианства»:

    «К назначению и полноте власти, которой епископ приобрёл благодаря управлению общинным имуществом и благодаря управлению и руководству всем административным, судебным и пропагандиско-нучным аппаратом общинной бюрократии, ко всему этому теперь развитие соборной жизни, присоединилось превосходство церкви над отдельной частью – общиной. Епископ противостоял последней, как представитель всей церкви. Чем крепче становилась организация вселенской церкви, тем бессильние становилась община по отношению к епископу... Союз епископов лишил мирян всякой власти».

    Таким образом,  я вкратце передал историю развития христианских общин. Для цивилизации это был важнейший момент на земле, появилась серьёзная сила, способная целенаправленно воздействовать на общество, и дальнейшая история человечества немыслима без учета роли этой силы.

    6 Июля 1999 г.

     

    Епископ. Римская мозаика 4-5 века. Тунис. Фото Лимарева В.Н.
  • главная