Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Краткая история геоэтноса евреи, факты без комментария.

(Этническая история в хронологическом порядке.)

 

Фаза: Предпосылки: 6 в до н.э.

 

Оттиск печати с надписью Дарий 1.

  • Передняя Азия (в первой половине 6 в до н.э.) (Карта)
  • Вавилонское суперэтническое пространство. (Карта )
  • Персидское суперэтническое пространство. (6 век до н.э.)(Карта)
  •  

     

     

    597 г до н.э.

     

    Новововилонский царь Навуходоносор покоряет Иудею.

     

    16 марта 597 года воска Навуходоносора взяли штурмом Иерусалим. Более 3000 иудеев были уведены в плен в Вавилонию.  В Иудеи Навуходоносор своим ставленником назначает Цидкию (Седукию, Седекию).

    Расправа с защитниками Храма в Иерусалиме от разграбления

     

    590 - 588 г до н.э.

     

    Египетские войска захватывают Палестину.

     

    Египетский фараон Псамметих 2, а затем и его сын  Априй  (Хофра) предприняли попытку распространить свою власть на Финикию (города Газа, Тир, Сидон). Египетской армии удалось захватить Сидон.

    Другие города Финикии и Иудея, а также царства Эдом, Моава и Аммон  отказались  под влиянием Египта свои вассальные обязательства перед Вавилоном.

     

    587-586 г до н.э.

     

    Разгром Навуходоносором египетской армии. Взятие Иерусалима.

     

    В 587 г войска Навуходоносора вторглись в  Сирию, вытеснили египетскую армию  из Палестины. Они осаждает Иерусалим,  и после долгой осады,  продолжавшейся полтора года, вавилонским войскам удается через пробитую брешь в стене ворваться в город. Иерусалим был разграблен. Город завоеватели сожгли, храмы разрушили. Тысячи жителей в основном знать и ремесленников увели в плен в Вавилон.  В вавилонской провинции Иудея Навуходоносор  назначил правителем Гдалия  (Гедалия, Годолия), который вместе с пророком Иеремия был противником ориентации Иерусалима на Египет и призывал не сопротивляться завоевателям их Вавилона.

    Плачь пророка Иеремия у стен разхрушенного Иерусалима.

     

    586 г до н.э.

     

    Правление в Иудеи Годолия.

     

    Иудейские пленники.

     «Взяв еврейский народ в плен, Навуходоносор (Навузардан) оставил бедных и лиц добровольно подчинившихся вавилонянам и старшим над ними поставил некого Годолия, происходящего из хорошей семьи, доступного и справедливого. Он поручил им обрабатывать землю и  платить дань царю….

    Сделав все эти распоряжения, Навузардан отправился обратно в Вавилон.

    Когда лица, бежавшие во время осады Иерусалима и рассеявшиеся по стране, узнали, что вавилоняне ушли они  пришли к Годолии в Масфафу. Среди этих людей был некий человек царского рода  по имени Измаил, человек скверный и плутоватый, который во время осады Иерусалима бежал к амманитскому царю Ваалиму и до этих пор проживал у него. Годолия принял этих людей и пустил жить каждого в ту местность, куда кто хотел. 

    По истечении 30 дней к Гордолию вновь прибыл Измаил с товарищами. Гордолия принял их с радость и  устроил блестящий пир.  Во время пира, когда Гордолия опьянел  и Измаил увидел это, он  со своими товарищами перерезал Гордолию и прочих сотрапезников его…

    Все же население Масфафы забрал в плен и вернулся к амманитскому царю.

    (Иосиф Флавий. «Иудейские древности)

    После убийства Гордолии многие иудеи, опасаясь гнева Навуходоносора, бежали в Египет.  – Палестина опустела.

    В Египте пророки старались удержать иудеев от принятия идолопоклонничества, поддерживая у них создание, что они избранный народ и должны следовать законам Моисея.

     

    582 г до н.э.

     

    Навуходоносор завоевывает царства Моава и Аммон.

     

    Для наведения порядка в Иудеи Навуходоносор выступил в поход. Царства Моава и Аммон, захватившие Иудею, были разгромлены и подчинены власти Вавилона.

    Пустующие территории в Палестине были заселены хутеями, жившими до этого в глубине Персии и Мидии, в последствии этот народ, после ассимиляции с оставшимся населением, стал называться самарянами.

     

    574 – 569 г до н.э.

     

    Навуходоносор утверждает свое господство в районе Мертвого моря.

    Бог Мардук. Нимруд.

     

    Территория Тира, которая  расположена на   побережье, была захвачена быстро, островная часть Тира выдержала значительную осаду, но так и не была взята Навуходоносором. Тирские правители в 574 г до н.э.  пошли на соглашение с Навуходоносором и признали свою зависимость от Вавилона. Тиром было сохранено самоуправление, полная свобода действий за пределами вавилонских владений.

    После этого Навуходоносор делает попытки завоевать Египет, но утвердить свое господство в Египте не удалось, но территория в Палестины и Финикии окончательно отошла к Вавилону.

     

    587-539 г до н.э.

     

    Иудеи в Вавилоне.

     

    Население Вавилона в этническом отношении было пестрым. Кроме иудеев в Вавилоне было много чужеземцев.  Чужеземцы размещались группами в отдельных районах, специально выделенных  для их проживания.

    Много было египтян, но они быстро ассимилировали.

    Чужеземцы были лишены гражданских прав, поскольку они не владели землей и не могли стать членами народного собрания.

    Со стороны местного населения не было неприязни к чужеземцам, терпимость к их вере. Чужеземцы могли молиться своим богам –это не возбранялось.

    Размещались они компактно в определенных районах,  где чужеземцы создавали собственную организацию местного самоуправления. 

    В их обязанности было платить десятую часть своих доходов в царскую казну.

    Не имея своей земли, чужеземцы служили либо в государственном аппарате, либо занимались  производством каких-либо изделий, либо были купцами. Среди иудейского населения большая часть занималась торговлей.  Вавилон в это время переживал экономический расцвет.  Внутри страны велась оживленная торговля  между различными городами. Торговлей могли заниматься не только профессиональные купцы, но и частные лица. Расцветала уличная торговля.

    Часть профессиональных купцов специализировалась на международной торговле.

     Вавилон играл роль посредствующего звена  в торговле между финикийско-палистинским миром  и странами к югу и востоку от Месопотамии.

    Большинство иудеев поселились в больших городах Месопотамии. Большая еврейская община была в Тель-Авиве на реке Квар (Хавор) и городе Ниппуре.

    Иудеи, которые в Иерусалиме занимались преимущественно торговыми операциями, быстро нашли свою нишу в большом мегаполисе (Вавилоне),  быстро включившись в  торговлю, как в городе Вавилоне, так и в международную торговлю.

    В Ниппуре был найден в глиняных сосудах  архив богатой иудейской купеческой семьи, из которого ясно, что  купеческая семья Мурашу была известна повсюду в Месопотамии. Еврейская торговая сеть опутала всю Месопотамии и простиралась далеко за её приделы.

     

    Иудейские пленницы.

    «Иудеи, жившие  в своем анклаве, держались своих традиций: соблюдали субботу, свои праздники и религиозные законы. Они не имели первосвященника и больше не совершали паломничество к своему центральному святилищу в Иерусалиме. Каждая община собиралась в отдельном молитвенном доме, используя те религиозные  свитки и принадлежности, которые удалось захватить с собой при пленении.  Иудеи собирались, чтобы послушать отрывки из древних законов и исторических текстов. Левиты пели старые мелодии  - псалмы. Пророки говорили о Боге, ободряя народ».

     (Рут Сэмюэле. «По тропам еврейской истории».

     

    « Царь вавилонский Навуходоносор взял самых знатных иудейских юношей и родственников царя Седикеи и отдал их для воспитания особым преподавателям. Некоторых юношей сделал евнухами. Так же поступил с юношами других народностей, которых он подчинил и которые были у него в плену. Им он велел отпускать пищу со своего стола и наставлял их в нравах и обычаях своей страны, а также халдейской письменности.  Между тем Даниил и его родственники решили вести аскетический образ жизни, воздерживаясь от пищи с царского стола и вообще от всякой убоины: если лишь стручковые плоды и финики или что-либо из растительного мира, отказываясь от всякой другой. Благодаря такому режиму  они достигли высокой душевной чистоты, умы их стали ещё более восприимчивы к науке, а тела гораздо способнее к работе. Они вскоре отлично усвоили себе всю образованность, которой располагали тогда евреи и халдеи.

    (Иосиф Флавий. «Иудейские древности)

    Иосиф Флавий. Иудейские древности

     

    562-556 г до н.э.

     

    Правление царя Авил-Марудука, царей…

     

    После смерти Навуходоносора в 562 году на престол вступил его сын Авилмародах (Авил-Марудук). Согласно труду Иосифа Флавия, при этом царе иудеи стали приближенными при дворе. Иудей  Иехония стали стал заведовать царским имуществом.  Вероятно, были предприняты попытки ограничить аппетиты  вавилонского жречества, накопившего огромные богатства. Храмы были крупными землевладельцами и обладали большим поголовьем скота, работали на храмы армия рабов.

    Жрицы вавилонских богов  Мардука, Набу, Нергалу, Шаману…  смогли организовать переворот  и привели к власти своего ставленника его сына Ниглисара, которого вскоре заменили на Лавосордаха, которой править только семь месяцев, и умер

     

    556-539 г до н.э.

     

    Правление Набонида.

     

    В результате упорной борьбы за власть, царем в Вавилонском государстве стал Набонид, сын одного из вождей арамейских племен, по другой версии незаконный сын  Навуходоносора. Набонид находился под влиянием своей матери Адда-гуппи, которая была жрицей в храме бога Сина в Харране.

    Сина не был вавилонским богом, бог луны Сина  был главным арамейским богом.

    При помощи религии Набонид сделал попытку объединить все арамейские племена. Формально Набонид поклонялся вавилонским богам, но все больше стал выдвигать на первое место бога Сина. Давление усилилось на все храмы Месопотамии, включая иудейские, Набонид стал устанавливать в храмах царских представителей, в обязанности которых входил контроль за храмовыми доходами, часть храмового имущества передавалась дворцу. Иудейская храмовая посуда, из которой пил сын и соправитель Набонида – Бел-шаруцуру (Валтасар) в  ночь перед взятием Вавилона  персидским царем Киром, вероятно, была конфискована в иудейских храмах Вавилона.

     

    Персидские стрелки.

    539 г до н.э.

     

    Завоевание Персидским царем Киров Вавилонии.

     

    Подарок персидскому царю. Бехистунский рельеф.

    В августе 539 г до. н.э. персы у города Опис близ Тигра разгромили вавилонское войско, переправились через Тигр к югу от Описа и окружили город Сиппар, оборону которого возглавил царь вавилонского царства Набонид. После взятия слабо сопротивляющегося  Сиппара, персы направились к Вавилону. Набонит поспешил к Вавилону, чтобы организовать оборону там, но персидская армия беспрепятственно достигла Вавилона и торжественно въехала в город. Набонит был взят в плен и отправлен в почетную ссылку.

     

    538 г до н.э.

     

    Кир  издает приказ о  строительстве  иудейского храма в Иерусалиме.

     

    Царь Кир очень благосклонно относится к иудеям. Он издает приказ об отправки иудеев из Вавилона для строительства храма. В Иерусалиме. Священные сосуды иудеев, которые захватил Навуходоносор  при разрушении Иерусалима, были возвращены иудейским священникам. Из казны были выделены средства на восстановление храма и для поддержки переселенцев. Кир приказал доходы от провинции Самария передавать иудеям для восстановления Иерусалима.

  • Милость персидского царя Кира к иудеям.
  •  

    530 г до н.э.

     

    Смерть Кира.

     

    Кир предпринял поход против массагетов, кочевых племен, обитавших на равнинах к востоку от Каспийского моря. Поход был вынужденный, так как массагеты совершали грабительские набеги на владения персов.

    Кир сначала создал на окраинах Персидской империи ряд пограничных укреплений.

    Посоветовавшись с Крезом, бывшим правителем Лидии и ставшим его другом, Кир  принял план, как наказать массагетов. Он оставил небольшой отряд персов у границы, где кочевали массагеты, у отряда было обильное количество съестного и большое количество вина. Основные силы персов отошли, но не на значительное расстояние.

     Вооруженные отряды, возглавляемые массагетом Спаргаписом, напали на персидский отряд и перебили его, а затем стали пировать, уничтожая оставленные персами припасы. Когда массагеты перепились, Кир напал на них, массагеты были уничтожены. Но гибель массагетов, которые были небоеспособны во время атаки персов и позорная смерть из предводителя,  вызвала ненависть у массагетов к персам. Их взмутил «нечестный» примем в войне. Массагеты выступили на борьбу с Киром, собрав огромное войско, напали на персов и в кровопролитной борьбе одержали победу,  практически вся персидская армия была уничтожена.  Кир был убит.

     

    530 г до н.э.

     

    Сын Кира - Камбиз 2 становится царем Персидской державы.

     

    Гробница Кира 2 в Песаргадах.

    Отправляясь в поход против массагетов, Кир  назначил своим приемником сына Камбиза и просил Креза, быть наставником – советником у молодого царя.  И когда в августе 530 г до Вавилона дошла информация о гибели Кира, Камбиза провозгласили  царем Вавилонии.

     

    529- 522 г до н.э.

     

    Камбиз приостанавливает строительства Храма в Иерусалиме.

     

    Кир стал готовиться к походу на Египет сразу после того, как взошел на престол.

    В это время Иудеи не только не платила налоги в царскую казну, но и взимала дань с Самарии на возрождение Иерусалима.

    Еврейские источники указывают на то, что  по жалобе самарийцев на иудеев, Камбиз запретил дальнейшие работы по возведению Храма в Иерусалиме.

    Иудеи сами указывают на причины, которые подтолкнули Кира на это решение:

    Из письма самарийцев царю Камбизу (Иосиф Флавий «Иудейские древности»):

    « Иудеи вновь восстанавливают этот гнусный город (Иерусалим). Будь однако уверен, что когда они закончат постройку, они не станут платить податей, ни пожелают повиноваться, и восстанут на царя. Обратись царь к истории, и ты узнаешь, что в этом гнусном городе жили враги Вавилонии. Они отстроят город, чтобы отрезать доступ персам в Келесарию и Финикию».

    Согласно Иосифа Флавия:

    «Камбиз прочитал это письмо и, будучи человеком подлого характера, написал ответ:

    Я повелел справиться в летописях моих предков и узнал, что Иерусалим искони был враждебен царям и его жители заняты возмущением и войнами. Цари иудейские были могущественны и деспотичны  и налагали дань на Келесирию и Финикию. Поэтому я распорядился не разрешать иудеям отстраивать их город, дабы не возросла проявляющаяся у них к царям ненависть».

    Работы по отстаиванию Иерусалима были прекращены, указ действовал до смерти Камбиза.

    Письмо от самарийцев могло быть. Но не письмо стала причиной немилости к иудеям у Камбиза. Причиной немилости стало влияние на молодого царя грека Креза, который, разрабатывая план захвата Египта, стремился взять себе в союзники   противников Иудеев. Он решил отстранить иудеев от мировой торговли, переправив товарные поток мировой торговли с Западом через греческие порты в Малой Азии, в частности через Лидию, царем которой он был ранее.

    Так великий стратег Крез помог Камбизу завоевать Египет.

  • Великий стратег Крез помогает Камбизу завоевать Египет.
  •  

     

     

    525 г до н.э.

     

    Завоевание  Камбизом Египта.

    Ахура-Мазда (Ормузд), верховное божество персов

     

    Весной 525 года персидская армия подошла к границам Египта. В решающем сражении у горда Пелусий (40 км. от современного Порт-Саида)  египетская армия, в которой были преимущественно греческие наемники, потерпела поражение. Персидские войска подошли к столице Египта городу Мемфису и осадили его,  египтяне сдались на милость победителю.

    К концу августа 525 года Камбиз был провозглашен фараоном Египта. После взятия Египта  Камбиз принес жертву египетским богам и участвовал в религиозных мистериях.

    Камбиз предоставил египтянам свободу в исправлении своих религиозных обрядов, чиновники в Египте остались на занимаемых ими должностях, которые по египетскому обычаю передавались по наследству. Находясь в Египте, Камбиз  предпринял попытки подчинить себе север Африки и Эфиопию, но неудачно.

     

    524 г до н.э.

     

    Восстание в Египте.

     

    Во время похода Камбиза  в Эфиопию в Египте вспыхнуло восстание. Зачинщиком восстания был фараон Псамметих 3. Камбиз расправился с восставшими. Псамметих был казнен.

     

    522 г до н.э.

     

    Восстания против власти Камбиза в Месопотамии. Смерть Камбиза.

     

    Находясь в столице Египта Мемфисе,  Камбиз узнал, что его брат Бардия поднял восстание в Персии и объявил себя царем. Камбиз был вынужден поспешить в Персию, но по дороге погиб при загадочных обстоятельствах. Погиб он в Палестине, на месте, где современный Израильский город Хайфа.

     

    522-521 г. до н.э.

     

    Междоусобица в Месопотамии.

     

    Судьба брата Камбиза неизвестна. По иудейским источникам его приказал убить, загодя, сам Камбиз, опасаясь, что тот будет претендовать на власть.

     Источники из архива царя Дария 1 сообщают, что поднял восстание мидийский жрец Гаумата, который объявил, что он брат царя Камбиза – Бардия.

    В архиве Дария так есть записи, что Гаумата отбирал у   народа дома и разрушал храмы, что не соответствует действительности, так как известно, что Гаумата пользовался большой популярность у народа и выступал против персидской родовой знати.  Разногласия между персидской знатью и  Бардией (Гаумата) привели к  заговору против него. Персы ворвались в покои царя и расправились с ним и его товарищами, товарищами, как сообщают те же источники, были мидийские жрецы. Вероятно потом, заговорщики, чтобы скрыть то, что ни убили царского сына Бардия – назвали его самозванцем.  Источники сообщают о конфликте заговорщиков в борьбе за то, кто станет царем. В конце концов, заговорщики пришли к решению, что царем станет Дарий 1, которому в это время было 28 лет.

     

    Дарий. Бехистунский рельеф.

     «Семь персидских домов избрали царем Дария Гистаспа. Ещё в бытность свою частным человеком, Дарий дал обет Богу, что если он станет царем, по пошлет в иерусалимский храм все Священные сосуды Предвечного, которые ещё находились в Вавилоне».

    (Иосиф Флавий «Иудейские Древности»)

     

    Интересно, чего ради Дарий 1 давал клятву иудейскому Богу. Может быть, он пообещал иудеям отблагодарить их, если  они подержат его в борьбе за власть?

    Занимателен сам факт, согласно Иосифа Флавия, первым телохранителем Дария был Зоровавель – начальник над иудеями в Иерусалиме, который по прибытию из Иерусалима был назначен личным телохранителем царя.

    Если верить Иосифу Флавию привели к власти Дария 1 иудеи, они же и организовали охрану молодого царя.

     

    522-519 г. до н.э.

     

    Дарий 1 утверждается правителем Вавилонии.

     

    После расправы с первым Бардией (Гауматой), Дарию пришлось в упорной борьбе победить Вхьяздама, который назвал себя сыном Кира - Бардией. В июле 521 года в решающем сражении Бардий 2 (Вхьяздама) потерпел поражение.  Затем Дарию 1 пришлось заниматься карательными экспедициями против восставших в Мидии, Эламе, Маргиане, Парфии, Саттагидии и Египте…. В 520 году в третий раз восстало против персидского господства аламиды…. В 519 г до н.э. Дарий возглавил поход против саков, обитавших в степах Средней Азии…

    Жестоко подавив восстания, Дарий соорудил величественный памятник  о его победах (30 км от современного города Керманшах).

     

    518-517 г. до н.э.

     

    Реформы Дария 1.

     

    Дарик- ахменидская золотая монета.

    Дарий 1 разделил государство на административные единицы, которые назывались сатрапиями. Во главе административных округов стали сатрапы (хранители царства).

    Изначально сатрапами были назначены местные правители, а затем их стали заменять персами. Сатрапы были только гражданскими наместниками, осуществляли судебную власть, следили за хозяйственной деятельностью своего округа. Армией, расположенной в сатрапии, руководили военачальники, которые подчинялись непосредственно царю. Границы военных округов не совпадали с границами сатрапий, их было меньше чем сатрапий (всего 4-7 военных округа). Кроме сатрапий в империи было много самоуправляющихся городов, одним из которых в Заречной сатрапии (Сирия. Палестина…) был Иерусалим. Самоуправляющимися городами были и финикийские города  Тир, Сидон.

    Был создан Дарием 1 центральный аппарат во главе с царской канцелярией.

    Была предпринята попытка единого законодательства в соответствии  с кодексом Хаммурапи и персидским правом.

    Дарий 1 ввел новую систему государственных податей, все сатрапии платили зафиксированные подати с учетом обрабатываемой земли и степени её плодородия.

    Персы не платили денежных налогов, но не были освобождены от натуральных поставок.

    Сумма податей установленной Дарием оставалась неизменной до конца существования Персидской державы. В 517 году была произведена денежная реформа. Основной валютой государства стал золотой дарик весом 8,4 г золота.

    Арамейский язык считался государственным, но в некоторых сатрапиях, например в Египте, документы составлялись на двух языках.

     

    519-500 г. до н.э.

     

    Возрастает роль иудеев и  города Иерусалима в Вавилонии.

     

    После прихода к власти Дария 1 иудеи передали ему прошение: продолжать строительство храма Господа в Иерусалиме. Указ  о прекращении строительства был извлечен из архива, и иудеи доказали его необоснованность. После этого Дарий 1 направил в Иудею посланников с приказом ускорить строительства храма.  Как сообщают иудейские источники: народ ревностно приступил к строительству Храма.

    Как далее сообщают те же источники, иудеи работали днем и ночью на строительстве храма.

    Далее сообщают о том, что как они не старались, но  храм смоги построить довольно простой и скромный. Столько лет строили, столько денег, начиная с приказа Кира ( 538 г  до н.э.), вбухали в строительство, но так и ничего существенного не построили.

    Я думаю, что строительства храма не было главным для иудеев, все деньги уходили на организацию коммерческих мероприятий, на налаживание торговли через Иерусалим, какой она  была до «Вавилонского пленения».

    При царе Дарии 1 наступило благоприятное время для жителей Иерусалима, возросла роль торговых операций меду Вавилоном и Египтом, а город Иерусалим  вновь стал городом, через которые проходили  торговые пути из Египта.

    Преданных Дарию иудеев направили на военную службу в Египет. Иудейские гарнизоны защищали интересы персов в  городах Египта: Фивых, Мемфисе… и на границе с Намибией.

    Иудейские источники сообщают, что при Дарии 1 иудеям жилось неплохо.

     

     «Персидская власть в Иудеи не была тиранической, и, оставаясь вассалом Персии, еврейская община пользовалась фактическим самоуправлением. Евреям в Вавилонии так же жилось неплохо на протяжении всего периода Персидского державы».

    (Рут Сэмюэле « По тропам еврейской истории»).

    Плененые Дарием 1 вожди восстания. Бехистунский рельеф.

  • главная